Александр Бутько: сравнил бы Тетюхина-младшего с Павлом Дацюком

Капитан волейбольного "Зенит" (Казань) Александр Бутько в интервью корреспонденту РИА Новости Вадиму Кузнецову рассказал, чего ждет от сборной Ирана с Владимиром Алекно, назвал самое красивое место в России и нашел Овечкина и Дацюка в суперлиге.

Владимир Алекно и Иран

- Одна из главных новостей волейбола в 2020-м – назначение Владимира Алекно на пост главного тренера сборной Ирана. Как вы отнеслись к ней, когда впервые услышали?

- Я даже не удивился, если честно. Владимира Романовича можно понять. Его абсолютная цель – Олимпийские игры – не меняется. У Ирана хорошая команда, которая претендует на медали, и его выбор был очевиден.

- Если сборные России и Ирана встретятся на Олимпиаде, кому будет проще – вам, игрокам, знакомым с требованиями Алекно, или Алекно, который отлично знает всех вас?

- Во-первых, это будет игра Россия против Ирана, а не против Алекно. Конечно, Владимир Романович будет знать нюансы всех наших игроков, и это поможет ему донести какую-то информацию до своих подопечных. Но никакого "дерби" здесь нет. Мы будем играть против сборной Ирана. На первый план выйдут игроки, а с Ираном мы встречались уже не один раз.

- Попадалось мнение, что иранским игрокам будет сложно привыкнуть к жесткой дисциплине и требовательности Владимира Романовича.

- А мне кажется, что как раз в Иране проблем с дисциплиной точно не будет. Вы же сами знаете, какие есть правила внутри страны, и в плане самоотдачи у этой команды проблем не возникнет. Владимир Романович – очень сильных мотиватор и психолог. В нужный момент он находит нужную фразу с разной интонацией. Кого-то вовремя похвалит, кого-то подгонит. И это работает. Интересно, будет ли это иметь такую же силу с переводчиком, но если Алекно согласился на работу в Иране, значит, он знает, что делает. У него огромный опыт работы с разными игроками.

- В чем сила связующего сборной Ирана Саида Маруфа? В российской суперлиге он смотрелся неоднозначно.

- Его делает уникальным то, что он один из лучших в мире. У нас в чемпионате России нет никого близко похожего на Маруфа. В России у него было мало времени, и у нас чемпионат физический. Игроки могут обладать хорошей "физикой" без особых технических навыков, и Маруфу нужно было больше времени, чтобы перестроиться. Да и, честно говоря, наши нападающие не привыкли к связующим такого уровня, как Саид. Наши пасующие все же более прямолинейные, не такие, как он.

- Вы на самом деле считаете себя ниже уровнем, чем Маруф?

- Это нормально - адекватно оценивать свои силы. Я же не сравниваю, кто что выиграл – я смотрю на технические составляющие. Я далеко не самый лучший связующий в мире, и это помогает мне в плане мотивации. Когда я вижу, что кто-то показывает интересную игру, то спрашиваю себя: а почему я так не могу? Учиться же никогда не поздно. А то, что Маруф - это топ-3 или топ-5 связующих в мире, это ни для кого не секрет.

- На кого еще из связующих вы смотрите и говорите "круто"?

- Фамилии не меняются уже много лет. Например, бразилец Бруно, Мика Кристенсон из США и Лучано Де Чекко из сборной Аргентины. Они не опускаются ниже высокого уровня ни один год, выиграли почти все турниры, набрали смесь опыта и физических возможностей. Эти ребята показывают красивую игру, и если включить любую компиляцию в YouTube, трюков с их участием будет много. Интересная молодежь появляется, но эти трое для меня пока выше остальных.

"Скорее всего, Игры в Токио станут для меня последними"

- Алекно сказал, что четвертая Олимпиада подряд для него сильная мотивация. Для вас Игры в Токио могут быть вторыми в карьере. Это сильный стимул?

- Да, конечно. Я понимаю, что эти Игры, скорее всего, для меня могут быть последними, и я каждый день, приходя на тренировку или в зал, отдаю себе в этом отчет. Я был расстроен переносом Олимпиады на 2021-й, но это данность нашего времени, ничего с этим не поделать. На один год я моложе не стану.

Но это всё мои желания, а есть же еще тренерский состав и квота на экс-легионеров. Нужно, чтобы травм не было, чтобы я был физически и морально готов.

- В 2012 году перед Олимпиадой у вас была травма колена. Тогда было страшно не попасть в Лондон на первые Игры в карьере?

- Я получил травму в июне в матче Мировой лиги, и после обследования было понятно, что повреждение можно законсервировать и обойтись без операции на определенный период. Я понимал, что поеду на Олимпиаду, и спокойно готовился к ней, а уже после Игр у меня была запланирована операция на колене. Мыслей о пропуске Олимпиады тогда у меня не было, но сейчас мне было бы больнее пережить возможный пропуск Игр. Тогда я был моложе, я понимал, что впереди еще много времени доказать что-то. Сложилось, как сложилось.

- Особая атмосфера в олимпийской деревне - это журналистский штамп или в самом деле есть что-то невероятное?

- В олимпийской деревне ощущается своя особенная психология. Нужно понимать, что Олимпиада - это турнир, где нужно выдать лучший результат здесь и сейчас, и очень часто фавориты не готовы к этому психологически, из-за чего случаются сюрпризы. Кто-то приезжает в деревню на три недели, а кто-то на день-два. У кого-то впереди длинный путь без права на ошибку, а рядом могут жить те, кто всю ночь праздновал золотую медаль, бегал с флагом.

Все друг на друга смотрят со своими мыслями и в том числе о соперничестве. Ты получаешь огромный опыт общения, просто разговариваешь с людьми с других видов спорта, которых, возможно, никогда бы не встретил в другое время.

- У вас не осталось селфи с какими-нибудь суперзвездами спорта?

- Я видел ребят из НБА на открытии Игр. Мы как раз общались с Ридом Придди или Дэвидом Ли из сборной США, и они сказали, что могут попросить их о фото, если я хочу. Я спокойно к этому отношусь. Они такие же спортсмены, как мы. Просто их знает весь мир, вот и все.

- Вам в свое время сильно досталось за смену спортивного гражданства с белорусского на российское?

- Совсем нет. Я провел за сборную Белоруссии 2-3 игры, и то в этих матчах меня заиграли специально. Мне было 17, я не попадал по уровню в национальную команду. Были более опытные связующие, которые играли не один год в сборной. Но это было сделано для того, чтобы подложить ложку дегтя. Там уже знали, что я уезжаю в московское "Динамо", и, заиграв меня в сборной, мне помешали бы потом попасть в российскую сборную. Все понимали, зачем меня туда берут.

Я уезжал в 17 лет никем. Я провел один сезон в основном составе, но был очередным молодым игроком. И если бы я не добился каких-то успехов в России, никто бы и не вспомнил о смене гражданства. Да никто и не вспоминал до 2010-2011 годов, когда у меня пошли успехи на уровне сборных.

Сахалин и Алтай

- Ваш старший брат уже закончил карьеру?

- Насколько я знаю, он еще играет. Он живет на Сахалине и планирует там остаться.

- Почему Сахалин, а что-то не ближе к Европе?

- Он играл там какое-то количество лет, "оброс" друзьями. Супруга тоже играла на Дальнем Востоке, а сейчас у нее там свое дело. Живут комфортно, растят детей, а это самое главное. Если на карту посмотреть, кажется, что это очень далеко, но самое главное, чтобы им там нравилось. Брат же не говорит, что остался там на всю жизнь, но пока они там, и им нравится. Иногда он присылает нам фотографии тех мест. Там шикарная природа, и ты понимаешь, что наш Дальний Восток - это настоящий бриллиант. Уникальная природа.

- Самое удивительное место в России, в котором вы были?

- Самым красивым местом я бы назвал Горный Алтай. Когда я жил в Новосибирске, мы с супругой и детьми ездили туда. Удивительной красоты места. Красивее Швейцарии и Альп. Если есть возможность увидеть это своими глазами, это стоит того. Вы сразу влюбитесь в это место. Энергетически очень удивительное место, что очень важно. 500 км от Новосибирска, 5-6 часов на машине, и ты уже там. Ты попадаешь туда словно в другой мир. Это не передать словами. Люди, которые там были, понимают меня прекрасно.

- Кстати, ваша дочь в этом году пошла в первый класс. Как изменилась жизнь с появлением школьника?

- Хлопот, конечно, прибавилось. Первый класс для любых родителей - это достаточно хлопотно и в плане переживаний. Ребенок должен получить исходную информацию, исходные данные для дальнейшего обучения, чтобы он схватил, и пошло-пошло все в школе. Это важный период в жизни любой семьи.

- Сами отводили дочку в школу в первый раз?

- Супруга повела, потому что 1 сентября у меня были тренировки утром. Это профессиональный спорт. Ты должен полностью посвящать себя делу, которое выполняешь.

- Вы будете требовать от детей отличных оценок?

- У нас достаточно требовательная семья, даже, может, чересчур требовательная для школьников, но я за справедливое воспитание. Я горжусь тем, что мои дети знают, как себя вести в обществе. Дома они остаются детьми, могут вверх дном квартиру перевернуть, и им нужно давать возможность выплеснуть энергию. Воспитание детей - это такой тонкий вопрос, и советовать что-то нет смысла. Кто-то взял от своих родителей одно, кто-то - другое, и это хотят передать уже своим детям.

Дацюк и Овечкин, Тетюхин и Михайлов

- Вам очень нравилась НХЛ в детстве. Есть команда, за которой плотно следите сейчас?

- Одной нет, но я стараюсь смотреть хайлайты всех игр, слежу за хоккеем. Мне интересны все команды, в основном, где играют наши русские ребята. Порадовался победе "Тампы Бэй" в Кубке Стэнли, не один год она шла к этому. Выиграет кто-то другой – порадуюсь за них. В детстве очень нравился "Детройт", следил за Павлом Дацюком.

- Есть в нашем волейболе свой Дацюк? Такой, чтобы не очень мощный, но неординарно развит технически?

- Я думаю, что можно назвать Тетюхина-младшего. Павел еще совсем молод, но в плане техники и принятии решения он умеет очень много. "Физику" он еще наберет, а решения уже принимает необычные и неожиданные. Это, может, не ново для европейского волейбола, но для нашего силового, где "подкинь повыше – ударь помощнее", его игра отличается.

- Чувствуется рука отца?

- Не думаю, что Серега прямо сидел и разбирал его игру. Мне кажется, что Павлу другие игроки импонировали по стилю. Например, Эрвин Нгапет. Это уникальные игроки по технике. Обычный человек, может, не поймет сразу, если посмотрит в первый раз, но поверьте, не каждый способен так быстро принимать решения. Именно этим отличался и Дацюк. В хоккее же и промедление на долю секунды чревато потерей шайбы, и тем, что тебя снесут.

- Кого в нашем волейболе можно сравнить с Овечкиным? Макса Михайлова?

- В нашем волейболе большинство Овечкины. Одни из лучших игроков мира, одаренных физически. Это нормально абсолютно. Например, Макс Михайлов суперответственно относится к делу, и у него уникальная работоспособность. Я такого другого человека не видел. Даже Вильфредо Леон с его профессионализмом. Лео, конечно, больше одарен от природы, но Макс держится уже много лет за счет своего отношения к делу.

- Ваш отец - музыкант, и вы говорили, что если бы не спорт, то пошли бы его по стопам.

- Я начинал заниматься музыкой, но для этого нужно колоссальное терпение. Даже профессиональный спорт с этим не сравнить. Нужно не выпускать инструмент с утра до ночи. Я пытался-пытался, но ничего не вышло, а потом повернулось в сторону спорта.

- Что в вашем плейлисте, когда вы едете на тренировку утром?

- Недавно "Чайф" переслушивал, хотя пару лет его не включал. А так я уже все группы 90-х и нулевых переслушал, и по ощущениям стало хуже сейчас в плане рока и альтернативы. Все ждешь новых альбомов от старых групп, а они выходят нечасто и сразу становятся событием для всего мира. А может, я просто не слежу за новинками рок-музыки. Кажется, что сейчас не так стало с роком – и в мире, и в России.

- На чьи концерты ходили?

- До пандемии я старался ходить, хотя кажется, что это так давно уже было. В Казани был на "Наутилусе" - очень понравилось, в Новосибирске и Guano Apes, и Limp Bizkit видели.

- Алексей Вербов вел конспекты с тренировок, когда еще играл. Вы не задумывались о том же? Мало ли, станете тренером после окончания карьеры.

- Тренерская работа меня не привлекает – я другого склада человек. Не буду загадывать и говорить нет, так как в жизни все может повернуться, но у меня в приоритете найти себя в другой стезе, не связанной со спортом. Жизнь одна, и психологически ты устаешь от волейбола. Но опять же, я знаю опыт ребят, которые раньше играли и думали точно так же. Я же склонен попробовать себя в чем-то другом после карьеры. Здоровый мужик, руки-ноги есть. Это интересный опыт. Всю жизнь в волейболе могут провести только такие фанаты, как Леха Вербов, которые и день, и ночь живут этим делом.