Войти в почту

«Гиви и Резо отчаянно спорили: кем лучше быть - Пеле или сыном Рокфеллера?»

Вспоминаем Гиви Нодия.

«Гиви и Резо отчаянно спорили: кем лучше быть - Пеле или сыном Рокфеллера?»
© Советский спорт

7 апреля 2005 года скончался бывший форвард сборной СССР и тбилисского «Динамо» Гиви Нодия. Он запомнился не только своей техничной игрой и голами. Нодия вошел в историю футбола, как второй в мире игрок, получивший желтую карточку.

«МЫ С ГИВИ И МИШЕЙ ГЕРШКОВИЧЕМ ПОДРУЖИЛИСЬ В СБОРНОЙ»

Своего бывшего партнера по сборной СССР вспоминает эксперт «Теле спорта» Евгений Ловчев.

- Помню, Витя Папаев как-то сказал, что Гиви бегает с рацией. У Нодия была такая манера бега – он низко наклонялся, как будто у него за спиной рация.

Гиви – бомбардир, брал свое упорством. Например, в той сборной, конечно, Толя Бышовец был, скажем так, более одарен от природы. А Гиви был работяга – носился, отрывался, терзал защиту соперника. Мог играть и классического центрфорварда, действовать на острие, и в оттяжке.

В сборной мы, молодежь, Мишка Гершкович, я, Гиви быстро сошлись. Потому что были одногодками, я на год помоложе обоих. При этом мы играли в основном составе сборной, Гавриил Дмитриевич Качалин нам доверял. И это не случайно, ведь все трое были заметными фигурами в своих командах. Не рядовых командах – «Спартаке», тбилисском и московском «Динамо».

«ДАЛ ПУТЕВКУ В ФУТБОЛ МОЕМУ ЖЕНЬКЕ»

Так получилось, что у моего старшего сына Женьки не сложилось в «Спартаке», моя фамилия ему не помогла, а, наоборот, помешала. Это давняя история, не хочу ее ворошить. И Женька поехал в Питер, в местный «Локомотив». Его как раз тренировал Гиви Нодия. Помню, как-то я приехал на машине на игру «Локомотива» в Питер. Мы сидели вместе с Юрием Андреевичем Морозовым, от тогда тренировал «Зенит», а «Локомотив» был второй профессиональной командой в Санкт-Петербурге. Морозов по мере возможности ходил на матчи, следил за игроками.

Хочу сказать, что Гиви сыграл большую роль в становлении Женьки, как футболиста. Он Женьку поддерживал и не только из-за фамилии, и практически дал ему путевку в жизнь - в профессиональный футбол.

Теперь одна история. В начале 70-х сборная СССР проводила турне по Южной Америке, мы были в Перу. В выходной всей командой на автобусе организовано отправились на океан. По дороге Гиви и Резо Дзодзуашвили о чем-то горячо заспорили на грузинском. Много грузинских слов и только периодически прорываются в их диалоге два знакомых слова – «Пеле» и «Рокфеллер».

Я спрашиваю Муртаза Хурцилаву: «О чем они так спорят?»

- Спорят: кем лучше быть - Пеле или сыном Рокфеллера? – ответил Муртаз.

«ВТОРУЮ ЖЕЛТУЮ ПОЛУЧИЛ НОДИЯ»

Еще в эпоху до интернета я искренне думал, что являюсь первым в истории футболистом, получившим желтую карточку. И не только я, так думали многие. Я даже этим где-то гордился: мол, вошел в историю мирового футбола. Хотя за 10 лет выступлений в высшей лиге чемпионатов СССР ни разу не получал от судей желтую.

Но вернемся к нашей теме. Молодым болельщикам должен напомнить, что привычные сейчас желтые и красные карточки были не всегда. Их ввели только в 1970 году накануне чемпионата мира в Мексике. Там же и стали впервые использовать.

В матче открытия против Мексики судья из ФРГ, отлично помню его фамилию, Курт Ченшер показал мне желтую. Нападающий мексиканцев бежал по флангу, а я оказался на неправильной для защитника позиции – ближе к бровке. Я решил «сменить лыжню» - оббежать его сзади, поскольку спереди уже не успевал, и блокировать его справа, чтобы он оказался ближе к бровке, а я ближе к нашим воротам.

Во время этого маневра задел его пятку, у мексиканца на скорости заплелись ноги и он упал. Ченшер совершенно справедливо показал мне желтую.

Я долгие годы был уверен, что моя желтая была первой в матче, а, соответственно, и в истории футбола. Пока Вася Уткин в одной передаче, это где-то в 90-х было, сказал, что не Ловчев получил первую желтую в том матче, а Кахи Асатиани.

Мы с одним журналистом поехали к известному историку и статистику футбола Акселю Вартаняну. На счастье, у него была кассета с матчем СССР – Мексика. Пересмотрели – и, правда, вначале получил Кахи Асатини, буквально через минуту – Нодия, а через три, на 35-й минуте, - я.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Гиви НОДИЯ

Родился 2 января 1948 года в Кутаиси – скончался 7 апреля 2005 года в Тбилиси.

Карьера: Выступал за кутаисское «Торпедо» (1965-1966), тбилисское «Динамо» (1967-1975) и московский «Локомотив» (1976-1978).

За сборную СССР провел 21 матч (5 голов), участник ЧМ-1970 и ЧЕ-1968 и 1972.

Достижения: Серебряный призер чемпионата Европы (1972); 4-кратный бронзовый призер чемпионатов СССР (1967, 1969, 1971, 1972); лучший бомбардир чемпионата СССР (1970) – 17 мячей.

Вошел в историю как второй футболист в мире, получивший желтую карточку. В матче открытия чемпионата мира 31 мая 1970 года Мексика - СССР (0:0) был предупрежден на 32-й минуте. А минутой ранее предупреждение получил еще один игрок сборной СССР Кахи Асатиани.