Спас женщину в самолете, 40 лет проработал в футболе. Внезапно скончался легендарный врач Александр Ярдошвили

Главный врач московского «Динамо» Александр Ярдошвили скончался во вторник, 13 апреля, в возрасте 66 лет. Об этом сообщила пресс-служба клуба. По информации Sport24, он присутствовал на тренировке за день до кончины. Причины смерти пока неизвестны, но это не коронавирус — Ярдошвили прививался и не болел.

Спас женщину в самолете, 40 лет проработал в футболе. Внезапно скончался легендарный врач Александр Ярдошвили
© Sport24

«Александр Эдуардович проработал в футболе больше 40 лет. С 1982 года на протяжении 8 лет работал в московском «Динамо» — шесть из них в футбольном клубе и два в ватерпольном. Был главным врачом в одесском «Черноморце», московском «Локомотиве», ЦСКА и сборной России. В июне 2016 года вернулся в «Динамо». Являлся заслуженным врачом России и главой профсоюза футбольных врачей РФС. Футбольный клуб «Динамо» Москва выражает соболезнования всем родным и близким Александра Эдуардовича и скорбит вместе с теми, кто имел честь работать и дружить с ним».

«Мы работали с ним в «Локомотиве», он меня лечил, — рассказал Sport24 Вадим Евсеев. — Александр Эдуардович был большим профессионалом своего дела, запомнился замечательным чувством юмора, ответственным отношением к работе. Ярдошвили всегда был связующим звеном между футболистами и тренерским штабом. У него в кабинете каждый раз было много футболистов, которые могли и полечиться, и приятно провести вечер: много шуток, веселье, хорошее настроение. Александр Эдуардович был добрейшей души человек — всегда открыт, доброжелателен ко всем одинаково. Он с восьмидесятого года работал в поле, поэтому провел всю свою жизнь в футболе. Очень тяжело, когда такие люди нас покидают. Соболезную всем родным и близким».

«Очень большая потеря для всех нас, — говорит Юрий Семин. — В первую очередь для его семьи и друзей. И, конечно, для всего российского спорта, таких, как он — единицы. Александр Ярдошвили — профессионал высшей степени. Понимаете, он свою профессию знал наизусть, всегда был готов оказать помощь. Всем помогал, а в период пандемии особенно: к нему неоднократно обращались за советами и помощью, никому не отказывал. Очень много трудился и работал. Во всех командах, где он работал, игроки знали, что Александр Эдуардович всегда рядом, всегда поможет. Он большой психолог. К тому же, футболисты его очень любили. Ну и его команды всегда выигрывали трофеи, становились чемпионами — дух победителя был при нем. Это наш товарищ, пусть земля ему будет пухом, а мы всегда будем его вспоминать».

Однажды Ярдошвили получил травму прямо по ходу матча «Динамо»

Спустя всего месяц после возвращения в «Динамо» в 2016 году Александр Ярдошвили получил травму прямо во время матча ФНЛ «Динамо» — «Нефтехимик». Бригада врачей «Динамо» выскочила на поле, когда защитник команды Дмитрий Белоруков получил травму. Но до пострадавшего бригада не добралась — Ярдошвили сам получил повреждение и оказался на газоне. Покинуть поле врачу помогли игроки, от носилок врач отказался.

«Два мышечных надрыва. И таких, приличных. Парализована мышечная функция. Вот и все. Что тут такого? Так получилось, что развил большую скорость. Надо было медленнее бежать. По сути, это вообще моя первая травма. От носилок отказался — я клоун, что ли, чтобы меня на носилках несли?», — сказал Ярдошвили в интервью «Чемпионату».

Ярдошвили и его бригада помогли женщине, у которой случился приступ в самолете

Случилось это осенью 2018 года, когда «Динамо» возвращалось в Москву после выезда в Грозный на матч с «Ахматом». Женщине на борту самолета стало плохо, она потеряла сознание, после чего произошел судорожный приступ. Медицинская бригада «Динамо» в лице Ярдошвили, Родионова и Малышева оказала женщине своевременную помощь.

«Все хорошо. Все сделали, что от нас зависело. Их потом встретила машина скорой помощи и увезла. Все спокойно, в рабочем режиме. Что случилось с женщиной? Судорожный симптом, эпилепсия, называйте как хотите. Ситуация не была критичной. Нормально все», — рассказывал Ярдошвили Sport24.

За свою карьеру Ярдошвили не раз оказывал медицинскую помощь людям, которые находились рядом с ним:

«Мне и на обычных дорожных авариях приходилось останавливаться, выводить людей из шока. На Кутузовском регулярно — машины лоб в лоб, кровь на весь проспект, головы разлетелись в разные стороны. Или случай на Третьем кольце, напротив Лужников. Там откос к гостинице «Юность». У молоденькой девчонки машина оказалась на этом откосе после аварии. Еду мимо — инспектор стоит, «Скорой» нет. Тормознул, конечно. Рядом 61-я больница, девчонку можно отправить туда. А она кричит: «Я не уйду, не оставлю машину! Пропадет!» Так и не ушла», — рассказывал Ярдошвили в «Разговоре по пятницам».

Посоветовал О’Коннору отдать голову на исследование после обвинений в переливании кровиВесной 2018 бывший игрок «Локомотива» Гарри О’Коннор дал интервью Open Goal, в котором рассказал, что футболистам в команде переливали кровь перед играми. По-научному это называется гемотрансфузией и с начала 2000-х расценивается WADA как запрещенный допинг.

«Бред сивой кобылы. Пусть он голову отдаст на исследование, с учетом принятия различных препаратов и алкоголя в большом количестве. У него, видимо, там уже белки прыгают, и он на медицину накинулся. Для таких людей существуют специальные дома, где их пытаются изолировать. Сумасшедший! Кроме того, что ему здесь помогли поправить здоровье, что он бесплатно себе полный рот гнилых зубов вылечил, мне вспомнить нечего. А британские СМИ продолжают искать новые способы для нападок на Россию.

О’Коннор не может разбираться в медицине, поэтому и не понимает, о чем говорит. Из его слов выходит, что мы применяли метод гемотрансфузии. Это можно делать только в том случае, если есть все необходимое оборудование: барокамеры, сосуды с жидким азотом температурой -176 градусов. Ничего подобного и близко не могло быть на базе «Локомотива» в Баковке. Так что даже с технической точки зрения мы этим заниматься не могли. Вы же не можете полететь в космос, если у вас нет ракеты», — сказал Ярдошвили Sport24.

Ярдошвили спас вратаря «Локо» от нападения ос

«Хоккей, бокс, регби или американский футбол обычному футболу не чета. Там экипировка закрытая, а футболисты выходят в трусах, маечке, гетрах и маленьких щиточках, которые непонятно что закрывают. Помню «Локомотив» играл со «Спартаком» в начале 2000-х. В верховом единоборстве столкнулись Пашинин, Черевченко и Титов. Егор отскочил, а Олег и Игорь со всего маха ударились головами. У Пашинина разрыв мягких тканей на полчерепа, а у Черевченко разрыв верхнего века, чуть глаз из глазницы не выпал. Оба потеряли сознание, и существовала реальная угроза жизни. А когда Баше в матче с «Динамо» прыгнули шипами в ногу и разлетелись мягкие ткани бедра — тогда быстро зашили Марко в раздевалке», — рассказывал Ярдошвили в интервью «Чемпионату».

Как-то Ярдошвили и его бригаде пришлось даже спасать вратаря «Локомотива» Алексея Полякова от нападения ос. Об этом он рассказал в «Разговоре по пятницам»:

«У дальних ворот осиное гнездо. Двусторонняя игра. Его, лысого, потного, атаковали осы. Два укуса — и начался анафилактический шок. Сразу отек, счет на секунды. Лицо распухло. Если б я растерялся — Леши Полякова не было бы. Хорошо, все с собой, мгновенно внутривенную инъекцию — и парень ожил».

Ярдошвили как-то подрался с игроком своей же команды

Дело было в «Локомотиве» в середине нулевых, когда за «железнодорожников» играл жесткий легионер Эмир Спахич. Именно с ним подрался тогдашний врач команды Ярдошвили: «У меня за всю карьеру приключился всего один конфликт, причем достаточно жесткий — со Спахичем. Произошло это в «Лужниках», у меня, признаюсь, там тоже крышу сорвало, конфликт вышел жесточайший, то есть, до драки. Он был совершенно неправ и меня однозначно поддержал президент «Локомотива». Поддержали и все ребята. Ну, через какое-то время Спахич извинился. Но это, повторю, единственный случай. Это не докторский стиль, не наш подход. И если у человека сносит крышу, долго он в футболе не проработает», — рассказывал Ярдошвили в интервью «Спорт день за днем».

Александр Ярдошвили проработал в российском футболе более 40 лет. Уже в 25 он получил работу в одесском «Черноморце» и с того времени почти всегда работал с клубами из чемпионата России. Вот что он рассказывал в «Разговоре по пятницам»:

«Никита Симонян пришел к главному врачу в диспансер на Курской: «Мне в «Черноморец» нужен доктор». Тот вызвал меня — молодого, холостого. Я как увидел Симоняна… Никита Палыч договорить не успел — я выкрикнул: «Да!» Не уточняя, в какой клуб зовут. В первом же матче случился конфуз. Игра против «Спартака», за который болел с детства. Федя Черенков забивает гол, я на скамейке от радости подпрыгиваю. И замечаю изумленный взгляд Симоняна, ассистентов, запасных. Слава богу, арбитр мяч не засчитал, 0:0 закончили. Никита Палыч после игры мягко укорил: «Саша, я тоже спартаковец. Но сейчас мы все-таки в «Черноморце»…"

P.S.

Александр Ярдошвили был современным человеком, идущим в ногу со временем — вел аккаунты в инстаграме и фейсбуке. За день до смерти Александр Эдуардович поздравил всех с днем космонавтики.

Скачать приложение Sport24 для iOS

Скачать приложение Sport24 для Android