Почему ненавидят «Спартак», кто был первым фанатом. История фан-движения «Динамо»

23 мая исполнилось 45 лет фан-движению московского «Динамо». В специальном часовом выпуске программы «В движе» мы показали всех тех, кто стоял у истоков динамовского фанатизма, собирался на трибунах, несмотря на запреты в Советском Союзе, кто закалялся в сражениях в 1990-х и прошел с командой трудные времена в 2000-х.

Почему ненавидят «Спартак», кто был первым фанатом. История фан-движения «Динамо»
© Sport24

Как появилось движение «Динамо»

По воспоминаниям самых давних фанатов, впервые динамовцы собрались «в кучу», чтобы активно поддержать команду, на матче с минским «Динамо». «Куча» — так называли первое организованное движение у спартаковцев, которое собиралось на одной трибуне с кричалками и флагами, «как на Западе». Фанаты «Динамо» уверяют, что их «куча» возникла второй в Москве и в стране — брали пример с красно-белых.

Спартаковцы были заинтересованы в появлении второго клуба в Москве, чтобы легче, так сказать, болелось. Тогда милиция была, не такая как сейчас. Могли вывести просто за то, что ты шарф надел. Вот они и приходили на наши матчи, болели за Динамо, кричали за Динамо.

***

Одни из ярких представителей раннего фан-движения — Рюмин, Чумаков, Молотков.

Вспоминает Сергей Тарабрин:— Рюмин, например, был боец. Это ультрас, ему интереснее не футбол было смотреть, а пойти после матча разобраться с мясными, конями. Это его хобби было. А вот Сергей Чумаков любил и поболеть. Ребята были с большим авторитетом, потому что позиция их была ясна, пряма, поэтому люди их и помнят. Кучковались мы вокруг Рюмина, потому что он в этом плане был настоящим специалистом. Не боялся никого: ни черта, ни Бога, никого. Рифату (лидер движения «Спартака») стрелки забивал, который там был весь такой крутой, в ЦСКА — тоже, тем, кто делом рулил. Ему было все равно.

А отец Пети Молоткова — Анатолий Молотков, хоккеист, был нашим чемпионом. Он нам рассказывал очень много интересных историй. К примеру, как Лаврентий Берия помог «Динамо» с экипировкой. Покупали коньки на средства НКВД. Более того, Берия как-то пригласил все команду к себе на Лубянку, они обсуждали какие-то вопросы, но скоро должна была начаться игра у «Динамо». Замечания делать ему боялись, а игроки сидят, ерзают, не знают, как быть. Кто-то все-таки сказал: «Лаврентий Павлович, игра, опаздываем». Берия берет трубку — зеленый свет, и они доезжают на автобусе прямо на «Динамо».

Как начались стычки со спартаковцами

Рассказывает Андрей Царский:— Проблемы были только с «мясом». Мы, естественно, подходили к старшим ребятам, стимулировали их через гастроном — они очень радостно за нами ходили на футбол. Молодо и весело [портвейн] «Кавказ» выпили — и поехали. У нас один мальчик на 105-м автобусе работал, на «гармошке» (прим. — вид автобуса). На него садилось сто рыл — и вперед.

Почему дрались со спартаковцами? Так прадед, дед, папа меня учили: если к тебе подошли и что-то хотят сделать — надо отвечать. Бабушка вязала розу всю зиму, а тут подходит какой-то дятел и начинает ее с тебя снимать. И какое желание у нормального пацана возникает?

К нам мясо по полторы тысячи приезжало. Приехали с футбола, они тут местных наших, на Октябрьском поле, всех зачистили. Всех, кто просто играл на гитаре, кто с девушкой гулял… Весь район отоварили — но потом весь же район и собрался. Старшие ребята сказали еще более старшим, и мы поехали на Сан-Бабила (прим. — площадь Белорусского вокзала). Как в кинофильме (прим. — «Площадь Сан-Бабила, 20 часов»), 20:00 подъехали, и мясные там хапнули горя ситечком. Потом они, дай Бог памяти, играли с Ригой, мы поехали ко входу в «Лужниках», где у них основа движа была. А у нас там такие ребята, которые только вперед прут. Каширка подъехала, Матвеевские негодяи, Октябрьское поле и другие старшие ребята — ответный ход. А потом я просто передал местным, что мы не будем бегать за всей их кучей. Вот Рифату (прим. представитель Спартаковского движения) передайте, конкретно к нему приедем или к Никите (прим. тоже представитель Спартака) на Ждановскую накроем. А потом думайте прежде, чем на Октябрьское поле приезжать!

Первые перформансы

Рассказывает Сергей Тарабрин:— Перформанс с лентами был нашей темой. Мы были первые. Брали здоровые кассовые ленты в магазине и красили их. Как получали? Либо просили у продавцов, либо у кого-то родственники работали, доставали. Сам лично брал эту ленту, раскладывал ее по всей комнате, красил в бело-голубые цвета, потом собирал, залезал с ней на верхотуру трибуны, если милиции не было, и кидал.

Андрей Царский:— Знакомого покойного, Царство ему Небесное, заставили ленту жрать. Перо поставили — жри. Он и съел. Потом участники событий узнали праведность динамовского гнева. Санкции никто не отменял. Звонишь ребятам: «Погнали на ждановскую, надо потрещать, объяснить who is who». А там есть определенная группа лиц, которая перешла красную черту. Они в стадо собираются, пробежались толпой — и думают, что все у них нормально. Только маленькая деталь: мы потом одного из этих пингвинов выцепляем: и тот колется, кто, что и откуда — адреса и явки.

Я в динамовском движе 36 лет. Это часть моей жизни, радости и огорчений. Раньше были деревянные лавочки, другое поле, не было VAR — но нас все равно было не остановить. Болели, переживали, следили за командой. Я был металлистом, с длинными волосами, как бы тяжело ни было в это поверить. Я был против общества, и мне было плевать, как общество к этому относились. Альберт Попков, основатель соцсети «Одноклассники».

Создание Blue-White Dynamite

В 1990-е годы фанатское движение «Динамо» претерпело большие изменения. В 1994-95 году западная трибуна была совсем другой. Ближе к старому северу, на верхнем ярусе, болельщики занимали всего один сектор, и то не полный, но все друг друга знали. До глобальных изменений в фанатизме оставалось 2-3 года. Динамовские фанаты в 1994 году организовали свой блок «Blue-White Dynamite». На тот момент это была третья известная фирма в России после «Red-Blue Warriors» (ЦСКА) и «Flint’s Crew» («Спартак»). Костяк составили старшие фанаты 1980-х годов, затем подтянулась молодежь.

Рассказывает Александр Шпрыгин:

— Фанатизм как субкультура стал настолько модным, что, когда мы с Кабаном приехали в «Лужники», мы занимались производством атрибутики, шарфов. Мы увидели своими глазами три контейнера шарфов, но не представляли такие объемы. Кто потребитель? Куда это девается? Мать общалась с учительницей физики из моей школы, говорила, что директор издал приказ запретил носить по школе шарфы, потому что вся школа была в шарфах. На переменах даже драки возникали по клубному принципу. Пошла повальная мода: бомбер, тяжелые ботинки и шарф.

В тот момент в фанатизме не было понятия группировки, были какие-то латинские названия, еще что-то. Фанаты просто делились на «правых» и «левых». Причем все было предельно просто: если ты десятый выезд пробиваешь, то становишься «правым фанатом». В те годы начала появляться тенденция: в ЦСКА я первый раз увидел весной в 1994 году на финале Кубка со «Спартаком» баннер «Red-Blue Warriors», и на игре с нами он висел. У «Спартака» уже появился баннер «Flint’s Crew».

Стояли я, Санчес, Бармалей, Тигр, и в «Шервуде» после игры решали: у всех есть какие-то названия, баннеры, нам тоже надо что-то в этом стиле придумать. Английское название, думаю, было данью моде на тот момент, потому что все равнялись на англичан. Розы все английские носили, ну и слоганы как дань английскому фанатизму, на тот момент топовому. У нас была еще такая речевка, Зяблик ее рассказывал с 1986 года: «We are blue. We are white. We are Moscow Dynamite». В ближайшую зиму пошили баннер и уже в 1995 году изготовили майки. Так все и получилось, поэтому датой образования блока считается 9 сентября 1994 года, как раз после игры с ЦСКА.

Если говорить сравнениями, то «BWD» стало как «Фратрия» у мяса, такая объединяющая движуха на всех. На всей атрибутике 1990-х был логотип, на всех футболках, шарфах, было несколько баннеров, фанзины, музыкальные пати, впоследствии турниры, поездки в любые города были под эгидой «BWD». Был аналогичный сайт — BWD.ru. Потом, в нулевые, когда «BWD» перестало быть активно как фанатская группировка, оно уже больше действовало как объединение. Но в 2008 году образовалась «Династия», ее презентация как раз состоялась на последнем матче стадиона «Динамо». Движение, грубо говоря, не умерло, а переродилось, в том числе и в «Династию», в которую вошли все.

***

В 1990-е годы, в отсутствие Интернета, было крайне сложно найти компанию, которая произведет футболки для движения. После долгих поисков динамовцы нашли контору на «Горбушке». 50 первых футболок получились не очень качественными, позже были переделаны — так появилась вторая серия в количестве 30 штук.

Разделение фан-движения

Есть версия, что на разделение единого фанатского движения на отдельные группировки во многом повлияло столкновение с фанатами «Спартака» на малой спортивной арене «Динамо» в 1998-м году. Тогда около сотни спартаковцев успешно атаковали группу из 250-300 фанатов «Динамо», после чего начались внутренние трения среди болельщиков.

Александр Шпрыгин:— Тенденция пошла не от нас. Сначала группировки стали разделяться у «Спартака». У нас это происходило примерно с весны 1998 года еще до Малой спортивной арены. Всем было интереснее иметь что-то маленькое, но свое. Тяжело удерживать одно единое и общее. Как показала впоследствии жизнь — ни одна команда не смогла удержать мощный, единый костяк, даже наши друзья из ЦСКА. «RBW» недолго были монополистами, и впоследствии у них появилось тоже много различных объединений.

Я считал, что все должно быть единым, решаться внутри чего-то одного, но историю уже не повернешь. Все произошло так, как произошло.

Толстых и клуб болельщиков «Динамо»

Немалую роль в отношениях с фанатами сыграл президент/гендиректор «Динамо» Николай Толстых (1990–2001 гг.), с которым у ультрас были хорошие отношения.

Александр Шпрыгин:

— В 1996 году, после ответной игры с «Ромой», итальянский автобус в Москве закидали камнями, а там оказались обычные итальянские «кузьмичи», а не «ультрас». Но кто тогда это мог знать? Николай Александрович Толстых приехал в ОВД «Аэропорт», кричал: «Где ваш «апача»? Давайте его найдем». Все говорят: «Все. Каманча, хана тебе. Тебя тут Толстых везде ищет».

После этого у нас был выезд в Ярославль на Кубок. Я к нему на хоккее в Лужниках у дворца спорта подошел, говорю: «Здравствуйте. А во сколько в Ярославле игра? Не можем никак узнать». Он мне говорит: «А мне с тобой надо поговорить. Давай, приходи. Сможешь в понедельник в 7?». Сказал, что смогу. Не знал, чем все это закончится. Взял Санчеса, Фельдшера, все покойные сейчас, к сожалению. Фиорентина пошла, фанатка такая была. Пришли, и как у Николая Александровича бывает, зашли на полчасика узнать, во сколько игра в Ярославле и возобновить действие фэнок (прим. — Толстых отменил действие фан-карт после этой истории). «Почему вы нас в кассу отправляете билеты покупать?» — говорим. Просидели там 4,5 часа, узнали всю селекционную политику команды. Все эти моменты решались проще по линии администрации клуба в 1997 году.

Сходили к Жириновскому на встречу. Декабрь 1998 года — ЦСКА, «Спартак», «Динамо» впервые вообще в таком составе. Все начали заполнять удостоверение на помощника депутата, которые в то время (помимо того, что это просто красная корочка, и можно было милиционерам показывать) еще тогда заменяла проездной на пригородных поездах, на метро, на всех видах транспорта. По закону так было — помощник депутата имел право на бесплатный проезд в транспорте, и давала VIP-залы на вокзалах и аэропортах. Аэропортами тогда мало пользовались. Всем это понравилось, а я этот контакт активно развил, проявил настойчивость. Жириновский тогда дружил с министром путей сообщения Аксененко, звонил ему прямо по правительственной связи: «Алло, Николай Емельянович. У меня тут фанаты едут, мне надо поезд отдельный. Скажи своим, чтоб как нам делал поезд агитационный, то и фанатам надо сделать». Это все приобрело уже более организованный характер.

***

В 2002 году сформировался официальный клуб болельщиков «Динамо», который послужил прологом всем последующим историям. Больше подробностей и увлекательных рассказов о жизни динамовского фанатизма — в специальной программе «В движе».

Скачать приложение Sport24 для Android

Скачать приложение Sport24 для iOS