Войти в почту

Станислав Черчесов и Артем Дзюба перед Иосифом Сталиным

Футбол в СССР начался со Сталина. Если бы он сказал «нет» 85 лет назад, 6 июля 1936 года, этот вид спорта бы закрыли. Или ничего бы не сказал, а просто отвернулся бы от матерчатого поля, которое расстелили на Красной площади, и ушел бы с трибуны мавзолея.

Станислав Черчесов и Артем Дзюба перед Иосифом Сталиным
© Русская Планета

Но Сталин не отвернулся, ни ушел, а бросил бледным от страха соратникам: «Хорошо сыграли». И улыбнулся…

В 1936 году был разыгран первый чемпионат СССР по футболу. Летом турнир ненадолго прервали, чтобы устроить физкультурный праздник на Красной площади. Это было невиданное доселе действо.

По брусчатке прошли 75 тысяч загорелых, атлетически сложенных, смело глядящих в будущее молодых людей. Мчались бегуны, показывали сложные упражнения гимнасты, перебрасывались гирями силачи, демонстрировали свое искусство волейболисты и баскетболисты. Колонна боксеров несла на плечах 28 рингов, на которых шли бои. На двух грузовиках были установлены передвижные катки, на которых танцевали фигуристы.

Грохотала песня: «Мы в мускулах наших проносим здоровье / До поздней своей седины, / И самою светлой, сыновней любовью / К вождю дорогому полны…»

На параде впервые прозвучал лозунг «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство». Его выдвинули бывшие юные уголовники, перевоспитанные в трудовой колонии имени наркома внутренних дел Генриха Ягоды.

Венцом праздника стал футбольный матч. Его предложил провести генеральный секретарь ЦК ВЛКСМ Александр Косарев. Наверное, неспроста. Может, Сталин захотел увидеть, что это за штука футбол или кто-то ему предложил посмотреть, подойдет ли социалистической стране «буржуазная» забава?

«Решено было Красную площадь накрыть мягким войлочным ковром и превратить ее в стадион с полным спортивным ядром: футбольным полем, беговыми дорожками, легкоатлетическими секторами, - вспоминал один из легендарных братьев Старостиных Андрей Петрович. – Началась ковровая страда. Иначе не скажешь: пошивка ковра отняла у спартаковских спортсменов много бессонных ночей. Как только превращалось уличное движение (по Красной площади в то время ходил транспорт – В.Б.), спортсмены, вооружившись шорными шилами – иглами, принимались шить ковер из пластинок шорного войлока».

…6 июля 1936 года на глазах зрителей тысячи рук раскатали ковер, растянувшийся от Храма Василия Блаженного до Исторического музея. Взору собравшихся предстало расчерченное зеленое поле. На него выбежали команды «Спартака» - основной состав и дублирующий.

Был разработал целый сценарий – кто куда бежит, кто кого обводит и когда забивает. Уместно напомнить, что «Спартак» и «Динамо» уже тогда вели непримиримую борьбу за лидерство. «Динамо» выиграло первый чемпионат страны. Но «Спартак» взял административный реванш – показал футбол Сталину. Это мог сделать Ягода, который курировал «Динамо». Но то ли не догадался, то ли не придал значения игре. Косарев же оказался дальновиднее.

Странно, но о спортивном празднике 1936 года не сняли фильм. Осталась только двухминутная нарезка кадров, которые смотрят два старика – Андрей и Николай Старостины, братья-футболисты. Первый реагирует эмоционально – улыбается, подает какие-то реплики, второй смотрит безмолвно.

Кадры старые, мутные, быстрые. Вот расстилают гигантский ковер. Вот носятся, колотят по мячу футболисты. И «вбивают», как тогда выражались, голы. На происходящее взирает советский бомонд: женщины в белых платьях, мужчины в белых же костюмах. А с трибуны мавзолея за всем наблюдает лучший друг физкультурников.

Косарев стоял недалеко от Сталина. Если бы он увидел, что вождь недоволен происходящим, то махнул бы белым платком – прекратить. И потому братья Старостины не отрывали взгляд от трибуны мавзолея.

Но Сталин был настроен благодушно. И вместо двадцати минут игра на Красной площади продлилась почти целый тайм. Под улыбку вождя.

Так в СССР была открыта дорога футболу. Но ему была уготована трудная жизнь. Сталин требовал побед во всех встречах с участием советских спортсменов и футболистов, в частности. Председатель Спорткомитета СССР Николай Романов в своих мемуарах «Трудные дороги к Олимпу» писал: «Второе место (я уже не говорю о третьем или о командном проигрыше в игровых видах спорта) Сталин рассматривал как подрыв авторитета Советского Союза, как дискредитацию нашего государства».

В феврале 1948 года на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) рассматривалось неудачное выступление советских конькобежцев на чемпионате мира в Финляндии. Тренеры и спортсмены боялись, что из Кремля они проследуют на вокзал, и там им посадят в поезд с зарешеченными окнами, следующий на север.

Атлеты получили сильнейший разнос, но остались на свободе. На заседании Сталин веско сказал: «За границу никто из конькобежцев больше не поедет, пока не научатся кататься и не побьют все мировые рекорды».

И спортсмены стали выполнять наказ вождя, один за другим устанавливая новые достижения. В феврале 1953 года чемпионом мира по конькам стал Олег Гончаренко. Эту информацию с портретом триумфатора по личному указанию Сталина поместили на первой полосе «Правды».

В 1952 году футболисты сборной СССР «осмелились» проиграть матч олимпийского турнира Югославии, представлявшей «кровавую клику Тито-Ранковича». За ту злополучную встречу команду уничтожили. Кроме того, была расформирована лучшая команда СССР – ЦДСА (ранее ЦДКА, позже ЦСКА). Ее сделали козлом отпущения, хотя в сборной были представители других клубов.

Следующую встречу сборная СССР провела только в 1954 году. Тогда же возродилась и команда московских армейцев.

В послесталинское время спортсменам тоже не прощали поражений. Правда, меры были уже не карательные, а административные. В 1964 году после проигрыша сборной СССР в финале чемпионата Европы команде Испании по указанию лидера страны Никиты Хрущева был снят с работы старший тренер Константин Бесков. Дело в том, что в этой стране правил диктатор Франциско Франко, злейший враг Москвы.

Тот матч показывали по телевизору. Зрители видели, как ликовал на мадридском стадионе «Сантьяго Бернабеу» каудильо. Но не видели, как в своей резиденции на Ленинских горах багровел от ярости Первый секретарь ЦК КПСС…

В 1972 году сборная СССР снова проиграла решающую встречу первенства Европы, на этой раз команде ФРГ. Плохо, конечно, уступать игрокам капиталистической страны, но с этим спортивные начальники смирились. Но атаковали футболистов и старшего тренера Александра Пономарева с другой стороны. В приказе Спорткомитета СССР говорилось, что «часть игроков безответственно отнеслась к финальной игре, выступила ниже своих возможностей, обнаружив значительные изъяны в технической подготовке и полную беспомощность в морально-волевом плане». Острой критике подверглись Анатолий Коньков из донецкого «Шахтера», Анатолий Банишевский из бакинского «Нефтчи», игрок московского «Динамо» Анатолий Байдачный и представитель львовских «Карпат» Эдуард Козинкевич. Их отлучили от сборной…

Прошло много лет. Спорт в России еще какое-то время держался на фундаменте СССР, и мы привычно встречали победы в различных видах спорта. Но их становилось все меньше. И все меньше ругали за проигрыши футболистов, хоккеистов, баскетболистов, легкоатлетов.

Мы стали привыкать к поражениям, даже безвольным, позорным. И как-то забыли, что люди с гербом России на груди представляют нашу страну. И должны изо всех сил бороться за ее честь.

Увы, этого не происходит. Во время спортивных трансляций часто слышно не ликование, а стоны и ругательства. Последний негативный пример – выступление на Евро-2020 сборной России. Однако вряд ли ее игроки сильно переживали по поводу фиаско. Главный тренер сборной Станислав Черчесов уверен, что составлял правильные планы на игру, а капитан Артем Дзюба сказал, что у нас не умеют болеть. Но не уточнил, что у нас же не умеют играть.

Как вы думаете, что было бы с нашей сборной и ее тренером после подобного выступления во времена Сталина? Забавно представить бледных от страха Черчесова и Дзюбу, стоящих навытяжку перед вождем…