Геркус о «Локо»: «С ЛЧ клуб на 40% окупал себя. Без «РЖД» команду максимум ждет проживание в подвале РПЛ, минимум – ФНЛ»
– Клуб РПЛ гипотетически может выйти на самоокупаемость и зарабатывать на футболе?
– Зарабатывать на футболе – это вообще странное понятие. Футбол, несмотря на очевидные деловые механизмы, не является таким же бизнесом, как розничная торговля или добыча чего-либо. Это больше социальный институт, и владельцы, как правило, не извлекают деньги из своих клубов.
Не бывает, чтобы кто-то купил футбольный клуб, а потом получал с него дивиденды. Это больше похоже на музеи. И бывает, что они окупаются, но музеи открывают не для того, чтобы они приносили деньги.
Футбольные клубы могут окупать свои минимальные затраты, чтобы успешно конкурировать с европейскими коллегами. В нашей стране в краткосрочной перспективе они не смогут этого сделать, но в отдаленной все бывает, почему бы и нет.
– Наверно, это касается только крупных городов – Москвы и Санкт-Петербурга. Как вы считаете, можно ли за пределами наших столиц построить самоокупаемый клуб?
– Если нас сравнивать с Турцией или Польшей, то такие города, как Нижний Новгород, довольно богаты. Давайте, например, сравним его с испанским Вильярреалем. С окрестностями в Вильярреале 200-300 тысяч человек. Да, есть поправка на покупательскую способность.
Но наши миллионные-полуторамиллионые города содержат несколько сотен тысяч вполне состоятельных граждан. И если они будут увлечены футболом, то этого будет достаточно, чтобы клуб частично себя окупал.
По нашим меркам небольшие города – вполне большие по европейским, в которых есть успешные клубы. Возьмем условный Порту – второй по величине город Португалии после Лиссабона, с окрестностями там проживают 300-400 тысяч человек. И это небогатый город, если вы посмотрите статистику.
И с Казанью Порту не сравнить, Казань сильно богаче. Вот только Порту содержит клуб со стабильно заполняющимся стадионом, историей, игроками, академией, а Казань пока нет. О чем это говорит? Об организации скорее, чем о платежеспособном спросе. В Порту он не бог весть какой.
– Когда вы работали в «Локомотиве», на сколько процентов клуб окупал себя?
– Это зависело от участия клуба в Лиге чемпионов. Когда участвовал, то на 40% окупал себя, если нет, то на 20% меньше.
– Представим, что из «Локомотива» внезапно уходит «РЖД». Возможно ли будет за счет коммерческих доходов, реализации билетов, ТВ-прав и так далее построить клуб, который будет бороться за призы в РПЛ?
– Нет, это невозможно. «Локомотив» настолько связан с «РЖД», что даже называется «Локомотивом», а не как-то иначе, вроде «Черкизово».
Этот клуб был создан как клуб «РЖД». И если «Локомотив» будет не нужен «РЖД», то значит он вообще никому не нужен будет. Конечно, какие-то люди и спонсоры останутся, но максимум, что ждет команду – это проживание в подвале РПЛ, а минимум – в ФНЛ.
– За счет величины рынка и наличия платежеспособной части населения в России гипотетически клубы могут поддерживать вполне европейский уровень доходов, например, от 100 млн евро за сезон?
– У «Спартака» и «Зенита» это возможно, у остальных в разной степени. У ЦСКА, «Динамо» и «Локомотива» скорее нет.
Чтобы зарабатывать на болельщиках, их должны быть сотни тысяч, и надо быть с ними очень связанными, – сказал Геркус.