Президент «прописал» Наталье Поклонской африканский курорт
О Кабо-Верде, маленьком островном государстве стране на западе Африки было известно немного.
Сейчас же о нем упоминают довольно часто. И все потому что бывший прокурор Крыма и экс-депутат Государственной думы Наталья Поклонская назначена президентом РФ Чрезвычайным и полномочным послом в эту страну.
Посол - от слова послать. Либо выполнять ответственную государственную миссию, либо убрать с глаз долой, отправить в ссылку. К Поклонской подходит второй вариант, ибо ее назначение – очень странное. Молодую энергичную женщину, которую считали способным, перспективным политиком, отправляют на земли, затерявшиеся в Атлантическом океане.
Может, Поклонскую направили бы в страну ближе, комфортнее, но все теплые места заняты, а в Кабо-Верде посол был уже не молодой. Владимиру Соколенко 68 лет, мол, пора и честь знать…
Однако Поклонская не огорчилась назначению, а наоборот, демонстрировала радость. Может, и не зря. Кабо-Верде – страна туристическая: там чудесные пляжи, можно загорать, купаться, рыбачить, слушать пение птиц, наслаждаться экзотической кухней. Наталья Владимировна, конечно же, выкроит время для хобби - игры на фортепиано и рисования.
Это, конечно, здорово – у посла появится ровный, красивый загар. Беспокоиться о чем-либо не стоит, свободного времени хоть отбавляй. Комфорт – полнейший, зарплата отменная, условия прекрасные. В общем, да здравствует синекура!
Но неужели президент «прописал» Поклонской курортную страну только для отдыха и поправки здоровья? Или какие-то конкретные дела у нее все-таки будут? Ответить на эти вопросы нелегко.
Площадь Кабо-Верде в десять с лишним раз меньше Подмосковья. Население –не достигает шестисот тысяч человек. Торговля России с этой страной мизерная и ее вряд ли можно намного увеличить. Стратегических интересов у Москвы в Кабо-Верде нет. Или уже появились? Может, на Поклонскую президент возложил какую-то ответственную, секретную миссию?
Все дело в том, что Наталья Владимировна – политик неудобный. Далеко не всегда говорила то, что «надо» - про Донбасские республики, например. Она – единственная из фракции «Единая Россия» голосовала против повышения пенсионного возраста. И с другим законом – о неуважении к власти – Поклонская выразила несогласие. Стоит отметить еще одну инициативу депутата, от которой недовольно сморщились в Кремле: она предлагала предоставить право россиянам влиять на пересмотр или отмену законов.
Лет десять назад с присутствием такого ершистого законодателя в Государственной думе еще бы смирились. Но сейчас депутаты проходили строгую проверку на верность верховной власти, которую Поклонская не прошла.
Ее отправили в Африку, но - не выбросили из номенклатурного круга (может, потому она и радовалась?) и дали возможность на ярком солнце, под шум прибоя и шелест пальм хорошенько подумать. Подумает Наталья Владимировна, отбросит несвоевременные мысли, глядишь, снова завоюет доверие Кремля…
К месту будет вспомнить женщин-послов СССР и России. Самая известная - экстравагантная, несдержанная в молодости и деловитая, респектабельная в зрелы годах Александра Коллонтай. Но о ней сказано и написано так много, что вспоминать в очередной раз посла Советского Союза в Швеции нет смысла.
О деятельности посла СССР, потом - РФ на Мальте Валентины Матвиенко, где она работала три года, известно немного. Затем меньше года представляла Россию в Греции.
По отзывам тех, кто трудился под началом нынешнего спикера Совета Федерации, она была строгой – едва в коридоре раздавался грозный стук ее каблучков, многие мужчины прятались в… туалете. Евгений Примаков, бывший в то время министром иностранных дел, рассказывал: «Греция была в непростых отношениях с Турцией, а мы хотели сохранить отношения с Турцией и наладить дела с Грецией.
Некоторые думали, что когда Греция уйдет в Европейский союз, у нас с ней ухудшатся отношения. Но этого не произошло, и я думаю, что Матвиенко сыграла в этом свою роль».
В 1998 году Примаков стал премьер-министром и предложил Матвиенко должность заместителя. Хотя она не хотела уезжать из Греции - выучила язык, полюбила страну, ее жителей, отказать Примакову не смогла…
С января этого года занимает пост Чрезвычайного и полномочного посла в Болгарии Элеонора Митрофанова. Пять лет представляла в Коста-Рике Советский Союз, а позже Россию Валерия Калмык. Столько же работала послом СССР, а затем РФ в Швейцарии Зоя Новожилова. Роза Отунбаева в том же качестве трудилась в Малайзии. После разрушения СССР она была назначена послом Киргизии в США и Канаде.
Этим женщинам назначение на дипломатическую службу было в радость. Мужчинам же, о которых пойдет речь, оно было унижением. Его испытали многие известные политики, которые по разным причинам срывались с высокой партийной лестницы.
…При Сталине Вячеслав Молотов был вторым человеком в СССР. Его именем были названы города, поселки, улицы и даже горные вершины, Но он потерял свое влияние, когда к власти пришел Хрущев. Как участник «антипартийной группы», Молотов, как и другие известные деятели партии Каганович и Маленков, был выведен из состава Президиума ЦК КПСС и ЦК КПСС.
Хрущев, однако, не вполне насладился унижением своего бывшего соратника. Это показал его указ о назначении Молотова послом в Монголию. В Улан-Баторе он то и дело получал мелкие уколы из Москвы. Его, в частности, игнорировали представители советской делегации, приезжавшие в эту азиатскую страну.
В 1961 году мстительный Хрущев снова вспомнил о Молотове и активно содействовал исключению его из партии. В КПСС он был восстановлен спустя почти тридцать лет, когда бывшему председателю правительства СССР было 94 года...
Бывший рабочий Николай Пегов при Сталине был кандидатом в члены Президиума ЦК КПСС, секретарем ЦК КПСС и, не без оснований надеялся возвыситься еще больше. Но после смерти вождя он потерял свое влияние. Пегова отправили сначала послом в Иран, затем – в Алжир. В Индии он завершил свою дипломатическую и политическую карьеру.
Схожая судьба была у Михаила Первухина. Он был выдвиженцем Сталина и занимал пост заместителя председателя Совета министров СССР. После ухода вождя в мир иной последовало резкое понижение – Первухина назначили министром электростанций и электропромышленности. Он был членом все той же «антипартийной группы» и это стало причиной опалы, завершившейся переводом на должность посла СССР в ГДР...
После крушения СССР практика «ссылок» провинившихся политиков за рубеж стала менее распространенной. Показательна в этом смысле судьба бывшего главы Пенсионного фонда, а затем - министра здравоохранения и социального развития РФ Михаила Зурабова. Его работа подвергалась серьезной критике, но в Кремле были привержены старому лозунгу «Своих не сдаем!» И президент страны Дмитрий Медведев не нашел ничего лучше, как отправить Зурабова послом на Украину. Там он вел себя нагло и самоуверенно. По одной из оценок, «у украинских элит складывалось ощущение, что Зурабов считал себя не просто послом на Украине, но представителем президента РФ в «Украинском федеральном округе».
А потом наступил майдан, и Зурабов стал совершенно неуместен…