«Слуцкий оштрафовал меня на $1000 из-за пива на сборах и разнес молодого. Они до сих работают вместе». Интервью Олега Иванова
35-летний полузащитник «Уфы» — о ситуации в клубе, РПЛ и российском футболе.
Олег Иванов — один из немногих футболистов РПЛ, которые готовы сейчас давать интервью. Полузащитник «Уфы» откровенно рассказал, что думает про:
Отъезд легионеров (не проблема) Мораторий на вылет (выступил против) Мотивацию играть без шансов попасть в еврокубки и уехать в Европу (это не главное) Реакцию на бан сборной (больше взбесило отношение к паралимпийцам) Конфликт Семенова и Талалаева (на стороне игрока) и многое другое
— Что сейчас происходит в «Уфе» с деньгами?
— Задержек по зарплате никаких нет. Шамилю Камиловичу виднее, но нас это пока никак не коснулось, готовимся к играм.
— Был разговор о сокращении зарплат?
— У нас все зарабатывают в рублях, мы не привязаны к какой-то валюте.
— Как оцените настроение в коллективе?
— В целом, все нормально. Никаких панических настроений не чувствую, все понимают, что нужны победы и можно исправить ситуацию.
— Как держатся легионеры?
— У нас не так много легионеров — серб, словенец, хорват, ну, и португалец подъехал. Никаких разговоров об отъезде не слышал. Если бы им нужна помощь — подошли, пообщались бы, у нас открытые отношения в команде.
Фото: © Epsilon / Stringer / Getty Images Sport / Gettyimages.ru
— Можете представить чемпионат России без легионеров?
— Могу, я ведь застал девяностые, когда были единицы зарубежных игроков, их могли позволить «Спартак» и еще пара клубов. Если брать выступления «Спартака» в Лиге чемпионов, то можно сказать, что и в таких условиях можно достойно играть.
— Но легионеры сейчас играют очень важную роль.
— Я бы не сказал, что их роль настолько важна. Безусловно, есть большое количество отличных приобретений, сейчас ЦСКА, например, хорошо усилился. Но в каком еще клубе, они делают большую разницу? Если не брать «Зенит», где играют Вендел, Малком, Клаудиньо — действительно классные иностранцы. Есть другой такой клуб?
«Краснодар» буксовал с легионерами, а сейчас спокойно играет парнями из школы: выиграли две встречи и сделали одну ничью. Если мы берем их молодежь, то парни играют в хороший футбол, контролируют мяч, показывают осознанные действия в атаке.
— У них одна из сильнейших школ в России, но не все клубы могут позволить себе такую качественную молодежь, согласны?
— Кто не может? В «Спартаке» всегда была хорошая школа, в ЦСКА плюс-минус, «Чертаново» существует. Да, подразвалилась академия Коноплева, но в целом школ много. Взять те же «Крылья Советов» — команда из россиян с низким средним возрастом, но ярким футболом.
— «Краснодар» с Реми Кабелла и без него — это же все равно разное качество. Не может молодой давать такой уровень.
— До ухода Кабеллы на каком месте они были?
— На дистанции выступление команды получится хуже.
— После 30 туров и поговорим. Но пока что я вижу, что картинка сильно не изменилась. Да, где-то Кабелла мог сделать разницу с серьезными соперниками, в какой-то момент взорваться, но чтобы всю игру на себе вытягивал… Такого не было.
Реми Кабелла / Фото: © Matthew Ashton — AMA / Contributor / Getty Images Sport / Gettyimages.ru
— Вы пересекались с качественными легионерами в вашей карьере? Или их значение, на ваш взгляд, действительно настолько преувеличено?
— Конечно, было много ребят в том же «Ахмате», они потом ушли на повышение — Маурисио, Рыбус, Аилтон, у нас была довольно качественная команда в плане легионеров.
— Кроме игроков уезжают тренеры, наша школа позволит их качественно заменить?
— У нас есть тренерская школа, нужно дать чуть больше доверия: раньше был водоворот, люди себя изживали. Сейчас же на их места приходят новые лица, которые что-то привносят в наш футбол.
— Можете сказать, что Алексей Стукалов вам, опытному игроку, дает многое?
— Каждый тренер привносил что-то новое в мою карьеру, от каждого что-то берешь себе. У каждого специалиста свое видение, не все подходит тебе, и это может отражаться на попадании в состав, но тут зависит, как ты реагируешь на эти требования — принимаешь ли ты их, как адаптируешься.
— Если Россия останется без еврокубков, то это сильно повлияет на мотивацию игроков?
— Если честно, то не понимаю, как это может повлиять. Ты играешь за что-то — чемпионство, кубок, премиальные… Понятно, раз в неделю пропадет матч, но о какой мотивации можно говорить?
— Когда играешь в европейских турнирах, то больше возможностей уехать в другой чемпионат. Большинство на раннем этапе карьеры к этому стремится.
— Даже не знаю, если 19-летний пацан хочет уехать, то он должен себя здесь сначала проявить и уже только потом смотреть в ту сторону. А если если футболист здесь себя не может проявить, то как мотивация уехать поможет ему? Если будешь выглядеть хорошо здесь, то со временем заметят — это логично. Но нужно работать, показывать себя, постоянно играть.
Это ведь не вопрос одного игрового дня, возможно, ситуация разрешится, все нормализуется. А пока нужно продолжать работать.
Фото: © ФК «Анжи»
— Вам жалко поколение ребят, которые лишились шанса попасть на чемпионат мира?
— Мне больше жалко наших паралимпийцев, у которых отобрали Олимпиаду. В сборной России состоятельные парни, у них еще будет шанс поиграть. К тому же не факт, что мы прошли бы на ЧМ, нам предстояли матчи против очень серьезных соперников.
А там ребята приехали в Пекин, их развернули и отправили домой. Это как минимум скотство. Всегда считалось и проговаривалось, что Олимпийские игры — предел человеческих мечтаний и стремлений, наши ребята готовились несколько лет, всю жизнь ждали этого шанса…
— Игроки нашей сборной должны просто ждать своего шанса?
— Это все решится. Понятно, что, возможно, придется подождать пару лет, но не сомневаюсь, что у многих из них еще будет эта возможность.
— Какое у вас мнение по поводу моратория на вылет?
— Это сложный вопрос, его решают наверху, футболисты не участвуют в принятии решений. Надо все сопоставлять в этой ситуации — финансовые факторы и многие другие вопросы, по которым у меня нет полного понимания.
За себя, как человек, занимающийся спортом, могу сказать, что все должно быть по спортивному принципу. В том году уже был звонок, когда отменили стыковые матчи, но по факту все должно быть справедливо, честно. В кабинетах же собираются умные люди, обсуждают — кто сможет потянуть и попасть в РПЛ, кто не сможет. Читал, что какая-то команда может не доиграть сезон, нужно исходить из этого. Поэтому это сложный вопрос для меня.
— Просто уточню: «Уфа» занимает 15-е место.
— Я все понимаю, но ведь мы обсуждаем в принципе — правильно это или нет. Не говорю конкретно за «Уфу», а в целом про спортивный принцип: он важен и должен быть.
— Это заслуживает уважения.
— Понятно, что никто не хочет вылетать. И мы постараемся решить задачу по спортивному принципу, сделаем все возможное для этого.
У меня была ситуация, когда мы вылетели с «Кубанью», имея 32 очка. Это был 2007 год, у трех команд («Крыльев», «Луча» и у нас) было одинаковое количество очков, и мы вылетели по дополнительным показателям. Это было очень обидно, словами не передать. Причем исторически сложилось, что всегда хватало 25 очков, чтобы остаться, но это был аномальный сезон. Набрать 30+ очков, но вылететь по дополнительным показателям… Просто кошмар. Но зато это чистый спорт, мы реально бились. Да, проиграли, но вылетели по-спортивному. Я всегда за спорт.
Фото: © Ross MacDonald — SNS Group / Contributor / SNS Group / Gettyimages.ru
— Откуда у вас уверенность, что «Уфа» непременно останется?
— У меня за время карьеры накопился определенный опыт, и я вижу, на что способна команда. Тяжелая ситуация в таблице давит, не позволяет максимально раскрыть потенциал, присутствует волнение, но в целом у нас сильная команда. Если посмотреть матч с «Зенитом», то во втором тайме при счете 0:2 мы успокоились и начали играть в нормальный футбол. С «Краснодаром», когда терять нечего было, — то же самое. С тем же «Нижним» во втором тайме моменты возникали.
Текущая пауза пошла нам в плюс, мы немного успокоились. Постараемся в ближайших играх набирать 3 очка, чтобы ликвидировать угрозу. По сути, нам нужна одна победа, дальше будет полегче.
— Когда вы остаетесь на скамейке, это сильно раздражает?
— Когда это перестает раздражать, то надо заканчивать. Конечно, раздражает.
— Как в такой ситуации поддерживать нормальные отношения с тренером?
— Я никогда не строил подлянок, хотя бывали разные ситуации в жизни. Да, оставался на скамейке, но всегда старался быть нужным коллективу и приносить пользу. Даже со скамейки это можно делать: водичку подкинуть, эмоции передать. Это важно, это работает. От меня никогда не было и не будет подлянок тренеру, это вредит команде.
— Вы наблюдаете за конфликтом Талалаева и Семенова?
— Да, но это их кухня. Андрей Семенов — мой друг, я всегда буду его поддерживать. Я считаю, что нельзя выносить сор из раздевалки.
Цитата Андрея Талалаева из флэш-интервью после матча с «Ахматом»: «Если у нас защитник, игрок сборной, упускает единственного нападающего, который играет головой, Кухту, а мы это все показали, объяснили, то, значит, нам нужно еще работать и работать». До этого Семенов отказался надевать датчик GPS на игру, а по ходу матча резко отвечал на реплики тренера.
— Тут все зависит от характера людей, их отношений. Со мной всегда говорили напрямую, видимо, понимали, что со мной надо только так. И это абсолютно правильно, такие вопросы надо решать за столом, один на один, без лишних ушей и утечек. Иначе — это удар по имиджу клуба и всех участников конфликта.
Фото: © РИА Новости / Владимир Астапкович
— Штрафовать — в принципе правильно?
— Если бы этот конфликт не всплыл на пресс-конференции, то футболист бы не вспылил и не стал бы отвечать.
— Вас штрафовали? Это бьет по бюджету?
— Штрафовали, и, конечно, это ощутимо, деньги терять неприятно, но после победы в следующем матче можно их частично отбить за счет премиальных. Есть правила, нужно их придерживаться.
— Можете вспомнить свой большой штраф?
— Я как-то выпил бутылку пива за 1000 долларов. Дело было в 2008 или 2009 году.
— На тренировке, что ли?
— Ха-ха, нет, просто сидели в компании после тренировки. Тренер увидел, оштрафовал на тысячу.
— Разве нельзя выпить бутылку пива?
— Это было на сборах.
— А зачем?
— Сели после бани, захотелось. Но вообще, ничего серьезного, бутылка Миллера. Это 14 лет назад было, сейчас я бы так уже не сделал.
— Это было в «Крыльях»?
— Да, Леонид Викторович [Слуцкий] оштрафовал. Без последствий, просто оштрафовал. Там со мной был еще один парень, вот ему сильно прилетело, он на тот момент еще ни одной игры в РПЛ не сыграл.
— И что с ним стало?
— Стал большим футболистом. Причем он до сих пор работает с Леонидом Викторовичем. Владислав Игнатьев его зовут. Тогда он только перешел из «КАМАЗа». Думаю, в этом нет ничего такого, просто забавная история.
Фото: © РИА Новости / Юрий Стрелец
— Когда тебе 35 лет, то играть легче или сложнее, чем когда тебе 20-25?
— На самом деле много разговоров, что с возрастом тяжело, но сейчас понимаю, что проблем нет. Если ты в тонусе, без травм, не пропускаешь тренировки и игры, следишь за восстановлением, то вообще без проблем. Хотя раньше сам очень удивлялся, как Тихонов и Аджинджал играют до 40.
— Вы тоже до 40 будете играть?
— Если травм не будет, то вообще спокойно. Отношение к себе и восстановлению поменялось, есть опыт, я готов. Главное — избежать травм. Мой контракт заканчивается в июне, но я хочу играть дальше, мотивации еще много.
— Потом тренировать?
— Да, очень хочу. Из-за ковида мое направление на тренерских курсах переносились. Вот в августе постараюсь попасть в группу и начать обучение.
— У вас есть бизнес? На случай, если футбол закончится, а с тренерством не получится.
— Я бы поехал картошку сажать, если бы ничего не получилось. Почему нет? Как Василий Баранов, уехал бы и закрылся. Мне не нужно много денег: себе на бензин и чтобы у семьи все было нормально. Мне по барабану, вот правда: один костюм Найк и джинсы, большего не надо.