Войти в почту

Эксперт: Иран – страна логистических парадоксов

«Если вы выходите на Каспий, то может возникнуть ощущение что вы вернулись в бизнес 90-х годов: вы понимаете, что даже с малым капиталом все можно сделать. Можно быть трейдером каменного угля, нефти, газа – пожалуйста!» – говорит Александр Шаров, директор и владелец ООО «Нефтехимтранс» ГК «РусИранЭкспо».

Эксперт: Иран – страна логистических парадоксов
© РЖД-Партнер

В 2022 году фрахтовые ставки на транспортировку груза по Каспию из России в Иран выросли с $35 до более чем $80. Перевозка в обратную сторону, из Ирана, дешевле процентов на сорок. Ставка на 20-футовый контейнер достигает $1,2 тыс. Перевозчики для ускорения грузооборота намерены отказывать в перевозке в трюме палетных грузов. Они намерены пускать по Каспию или контейнеры, или биг-беги. Однако надежда, что по коридору Север – Юг пойдет поток контейнеров из недружественных стран, изначально ошибочна, добавляет эксперт.

«Еще год назад заявляли, что по маршруту Север – Юг пойдут контейнеры из России в Индию, планировалось также задействовать Финляндию. Даже отправили первую партию в 30 контейнеров с бумагой. Часть контейнеров дошла до Индии, а часть осталась в Иране как трофеи», – рассказывает РЖД-Партнеру Александр Шаров.

Транзит груза автомобильным транспортом через Иран оценивается менее чем в $40 за тонну, причем за эту сумму можно преодолеть весь Иран. Если перейти на железнодорожный транспорт, то стоимость транзита снижается до $30. Участок, на котором нет железной дороги, подменяют автотранспортом: контейнеры перегружают с железнодорожной сети и закрепляют на автоплощадках цепями и другими подручными средствами.

«Чтобы избежать потери груза и контейнера, надо контролировать иранских перевозчиков буквально в ручном режиме», – признается РЖД-Партнеру А. Шаров.

Однако плюсы у железнодорожной перевозки есть, они в госпрограммах, которые позволяют и снизить стоимость железнодорожного транзита почти до нуля, то есть проехать Иран бесплатно. Иран – страна парадоксов, говорит А. Шаров. По его словам, транзит груза по Ирану занимает от 3 до 5 дней. За 15 дней возможно спокойно доставить контейнеры из российского порта Новороссийск в индийский порт Нава-Шева российскими морскими контейнерными линиями. Однако участники рынка заявляют о прохождении груза через Иран за 30 дней.

«Груз теряет время на погранпереходах. Например, очередь в Астаре стоит до 15 дней. Даже скоропорт стоит в очереди все эти 15 дней», – говорит А. Шаров.