Новая система российских спутников поможет проложить курс во льдах по Севморпути

В ближайшие два года можно будет получать все необходимые данные для составления ледовых прогнозов с системы российских спутников. Об этом сообщил министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков на встрече с учеными Арктического и антарктического научно-исследовательского института.

Новая система российских спутников поможет проложить курс во льдах по Севморпути
© Российская Газета

Одна из важнейших задач, которую решают сегодня в НИИ, - гидрометеорологическое обеспечение навигации на трассе Севморпути. Без качественных и своевременных прогнозов безопасное и коммерчески оправданное судоходство в Арктике организовать практически невозможно.

Полярники уже собирают данные по ледовой обстановке на Севморпути и прилегающих участках. И готовы предоставлять прогнозы круглосуточно семь дней в неделю. Полученные, в том числе со спутников, данные, систематизируются, по ним можно делать как актуальные карты состояния льдов, так и давать прогнозы. И среднесрочные - на срок до 5 суток, и долгосрочные - на период до полугода.

Тщательно выверенный маршрут с учетом ледовой обстановки сократит сроки доставки грузов и повысит ее безопасность. И ученые готовы давать капитанам судов рекомендации по маршруту с учетом поведения льдов. Директор НИИ Александр Макаров подчеркнул, что оправдываемость краткосрочных прогнозов составляет 93 процентов, долгосрочных - до 85 процентов.

Однако ученые отметили, что ряд данных, необходимых для построения прогнозов, они берут со спутников, причем вынужденно - с зарубежных. А очень нужны - российские. Тогда Алексей Чекунков и рассказал о системе отечественных спутников, пояснив, что этот стратегический вопрос будет решен. Как раз на днях запущен спутник "Кондор". И это начало большой работы по развертыванию полноценной группировки спутников.

Также на встрече обсудили сложности, с которыми неизбежно придется столкнуться при перевозках в восточном направлении. Это и значительно большая протяженность маршрута, и гораздо более сложные ледовые условия. Однако совместными усилиями все преодолимо. Как сказал Чекунков, цель - перевести в 2024 году 80 миллионов тонн грузов, уже сейчас выглядит достижимой. Но к 2030 году объем требуется нарастить до 200 миллионов тонн. А это совершенно другая интенсивность судоходства, требующая максимальной скоординированности большого числа ведомств, сил и средств.