Чемпионат СССР по футболу 1941 года: игра, остановленная войной

Чемпионат СССР по футболу 1941 года остался единственным в истории, который не был доигран. Соревновательный процесс был прерван Великой Отечественной войной и многие футболисты сменили майки и бутсы на гимнастерки и сапоги...

Чемпионат СССР по футболу 1941 года: игра, остановленная войной
© Вести Подмосковья

Еще до его начала первенству 1941 года предстояло войти в историю. После нескольких первых чемпионатов страны было решено провести эксперимент. Были расформированы профсоюзные команды «Торпедо», «Крылья Советов» и «Локомотив» (все — Москва). Их футболисты составили костяк двух новых клубов - «Профсоюзы-1» и «Профсоюзы-2», которые также усилили футболистами ряда других клубов. Армейский клуб ЦДКА (будущий ЦСКА) был переименован в начале сезона в «Красную Армию».

В некоторые команды также влились несколько игроков из освобожденных перед войной западных территорий Украины и Белоруссии. Судьба ряда из них весьма интересна. За киевское «Динамо» играл Александр Скоцень из Львова, успевший отличиться в чемпионате СССР. До 1940 года он играл в чемпионате Польши, во время войны продолжил карьеру в львовских клубах, а затем уехал в Европу, где выступал в Германии, Бельгии, был одним из лучших бомбардиров французской «Ниццы», а закончил играть аж в Канаде. Был заявлен за киевское «Динамо», но в сезоне 1941 года так и не сыграл Абрам Горенштейн. Он после 1945 года выступал в Румынии, Франции, Колумбии и Уругвае. Также за Киев был заявлен и бывший игрок сборной Польши Михаил Матиас. После войны он уехал на историческую родину, играл за «Полонию», а затем работал тренером, в том числе, и в сборной Польши. 

Усилился бывшими гражданами Польши и столичный «Спартак». Адам Волянин до 1940 года был игроком львовской «Погони». За «Спартак» в 1941 году сыграл всего один матч, а после войны был игроком английских и американских команд. Один раз играл за сборную США в 1950 году. Болеслав Габовский до «Спартака» выступал за «Спартак» из Львова. Был в заявке сборной Польши на чемпионате 1938 года. В 1942 году вступил в сформированную в СССР Армию Андерса и вместе с ней оказался в Иране. После войны два года играл в Англии, завершил там карьеру и остался жить на островах. 

Чемпионат 1941 года начался в конце апреля. Борьбу за медали начали 15 команд. Это столичные «Динамо», «Спартак», «Красная Армия», «Профсоюзы-1», «Профсоюзы-2», ленинградские «Динамо», «Зенит» и «Спартак», тбилисское «Динамо», сталинградский «Трактор», киевское «Динамо», «Стахановец» из Сталино (ныне — Донецк), одесский «Спартак», минское «Динамо» и «Спартак» из Харькова. Команды успели провести в первенстве от 9 до 12 игр. 

22 июня должен был состояться матч в Киеве между местным «Динамо» и «Красной Армией», приуроченный к открытию республиканского стадиона имени Н.С. Хрущева. Но уже утром Киев бомбили и этот матч открытия был сыгран только 25 июня 1944 года. Интересно, что на него пускали по билетам, купленным в 1941 году... Последние матчи чемпионата состоялись во вторник 24 июня. В этот день в Сталино «Стахановец» уступил на своем поле «Трактору» со счетом 2:3, в Тбилиси «Динамо» с таким же счетом обыграло своих ленинградских одноклубников. Больше игр не было, а в замершей навсегда турнирной таблице на первом месте осталось столичное «Динамо» с 15 очками, обгонявшая тбилисское «Динамо» только по разнице мячей. На третьем месте оказалось еще одно «Динамо» - из Ленинграда. 

С самого начала Великой Отечественной многие футболисты пожелали записаться добровольцами на фронт, но удалось это далеко не многим. Дело в том, что с самого начала было принято решение обеспечить футболистов бронью. В основном они работали в оборонной промышленности или все же проходили призыв, продолжали играть в футбол и параллельно несли охранные функции в тылу. Футболисты армейской «Красной Армии» были военнослужащими, а большинство игроков пяти динамовских команд служили в НКВД и милиции. На фронт тоже попали немногие из них, так как футболистов даже с петлицами туда старались не пускать.

Известный армейский игрок Валентин Николаев позже писал в своей книге, что футболисты в своей основной массе рвались на фронт, писали один рапорт за другим, но эти просьбы отклонялись.

«Руководители Центрального дома Красной Армии, в адрес которых изливался весь наш гнев, вынуждены были объяснить, что где-то там, «наверху», принято решение непременно сохранить кадры лучших футболистов. Когда же и это не подействовало, игроков, имеющих офицерское звание, в приказном порядке направили вглубь страны заниматься эвакуацией музея и библиотеки ЦДКА, театра Красной Армии. Некоторых офицеров оставили для несения дежурства непосредственно в ЦДКА. Ну а нас, рядовых, откомандировали для прохождения службы в часть, расположенную поблизости, на Колхозной площади. Приказы, как известно, не оспариваются, а выполняются», - напишет Николаев. 

Не отпускали в армию и футболистов профсоюзных команд, но им все же было в этом отношении полегче, а ленинградскому «Спартаку» удалось уйти на фронт почти всем составом. Многие стали на этой войне героями. Лишь один игрок предал свою команду и родину. Речь об одном из лучших форвардов этого клуба Павле Макарове, который воевал политруком, попал в плен и пошел на службу к оккупантам. Дослужился до начальника тюрьмы в Ленинградской области и потом сбежал вместе с немцами. Затем он играл в немецких, французских и канадских командах под фамилией Макар. В Канаде он так и умер предателем, а на Родине к нему осталось очень много вопросов по поводу его службы в карательных органах нацистов. 

Но таких предателей было мало. В основной своей части советский народ сражался за свою свободу и землю. Касается это и футболистов. В итоге в армии воевали или хотя бы служили в годы войны представители всех пятнадцати клубов высшей лиги.

Аутсайдером недоигранного чемпионата стал занимавший последнее место клуб «Профсоюзы-1». Последний матч команда провела 13 июня в Тбилиси, уступив местному «Динамо» со счетом 2:3. Один из мячей забил лучший форвард команды Александр Пономарев. В июле он окажется в составе возрожденного «Торпедо» и будет работать в оборонной промышленности. Второй мяч на счету Сергея Лысова, который вернется в «Локомотив» и будет служить в воинской части в Москве. В составе той команды выступал полузащитник Георгий Иванов, который погиб на фронте в 1943 году. Андрей Ржевцев в начале войны попал во вражеский плен, вернулся домой и на футбольное поле в 1945 году. Воевали Василий Проворнов, Григорий Балаба и Владимир Алякринский из Сергиева Посада. 

На 14-м месте остался «Спартак» из Харькова, который в последний раз вышел на поле на своем стадионе 16 июня в игре с «Динамо» из Киева. Была одержана победа со счетом 2:0. За ту команду выступали несколько будущих участников войны. Нападающий Анатолий Горохов служил заместителем командира минометной роты. С фронта вернулся с орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени. Дмитрий Матвеев на фронте почти с первых дней. Заканчивал войну лейтенантом и парторгом стрелкового гвардейского батальона. Был награжден двумя орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалью «За отвагу». Виктор Рогозянский служил офицером-инженером, за участие в войне был отмечен медалью «За боевые заслуги». Лейтенант Георгий Чумбуридзе проходил службу на военно-химическом складе. Капитаном-танкистом был на фронте нападающий Николай Шкатулов. Был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги». 

На тринадцатой строчке турнирной таблицы оказалось минское «Динамо». Ровно за неделю до начала войны минчане дома уступили «Стахановцу» со счетом 1:2. Участник того матча Александр Абрамов затем служил в контрразведке. В феврале 1942 года и в январе 1943 года был тяжело ранен. Принимал участие в штурме Кенигсберга. Был награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медалью «За отвагу». Александр Малявкин пропал без вести, но присоединился за линией фронта к партизанскому отряду. В конце войны служил лейтенантом. Воевали также Михаил Антоневич и голкипер Александр Квасников родом из подмосковного Быково.

Двенадцатое место в предвоенном первенстве занял ленинградский «Спартак». 16 июня в своем городе он уступил землякам из «Динамо» со счетом 0:3. В том матче в линии защиты играл Сергей Аверин. Всего через три месяца он падет сраженный пулей на Лужском оборонительном рубеже Ленинграда. Там же в те дни погибнет вратарь Александр Симанович. Пропадет без вести в 1941 году полузащитник Сергей Беспаленко. Его коллега по амплуа Петр Буянов воевал на «Невском пятачке», где был ранен и попал в плен. Вернулся на родину после Победы и играл за команды Донбасса. Тогда защитник, а потом старшина медицинской службы Петр Горбачев получит тяжелое ранение под Невской Дубровкой. В 1945 году его наградят медалью «За боевые заслуги». Лейтенант Иван Куренков служил в эвакуационном госпитале. Погиб на фронте полузащитник Аркадий Кузьмин. 

Нынешний чемпион «Зенит» тогда занимал 11 место. 17 июня команда на своем поле обыграла столичный «Спартак» со счетом 1:0. В начале войны попал в плен на острове Эзель полузащитник той команды младший лейтенант Алексей Барышев, вернувшийся домой после Победы. Виктор Бодров служил начальником финансового довольствия минометного полка. Голкипер Борис Грищенко командовал на «Дороге жизни» взводом рабочего батальона. А один из лучших наших футболистов первой половины прошлого века Петр Дементьев во время войны вытачивал снаряды на заводе в Казани, где работали и автор мяча в матче со «Спартаком» Борис Левин-Коган, а также вратарь Леонид Иванов, форварды Василий Сидоров и Александр Федоров. 

Десятое место было у одесского «Спартака», который в своей последней перед войной встрече сыграл 19 июня в гостях вничью с «Динамо» (Тбилиси) — 2:2. Оба мяча у одесситов забил Михаил Чаплыгин, который станет начальником артиллерийского снабжения гаубичного полка. Будет награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны I и II степеней. Вратарь Борис Набоков служил в морской пехоте. Другой голкипер, Арон Сокальский, вступит в ряды РККА в августе 1941 года и погибнет при обороне Одессы. Сержант пехоты и командир орудия Михаил Хейсон пропал без вести осенью 1941 года. Нападающий Макар Гончаренко окажется в оккупации и переберется в Киев. Там вместе с игроками киевского «Динамо» он примет участие в легендарном «матче смерти» против нацистов. Затем будет заключен в концлагерь, откуда его освободят советские войска. В 1964 году Гончаренко за участие в «матче смерти» наградят медалью «За боевые заслуги». 

На девятом месте турнирной таблицы располагалась команда «Профсоюзы-2». 18 июня она на своем поле уступила «Стахановцу» - 0:1. На поле был и игрок «Профсоюзов» Константин Сиземов, родившийся в Ногинске. Ему предстоит пройти всю войну политруком в минометном полку. Футболист будет удостоен орденов Отечественной войны I и II степеней. Нападающий Алексей Вахлаков родом из Мытищ служил в пехотном училище имени Верховного Совета, а его коллега по амплуа Владимир Егоров работал на оборонном предприятии в Куйбышеве. Неизвестна судьба прибывшего в часть назначения в 1942 году нападающего Сергея Марушкина. Почти все остальные игроки команды перешли в 1941 году в «Торпедо» и трудились в эвакуации на оборонном заводе.

Только на восьмом месте тогда было киевское «Динамо». 16 июня команда уступила в Харькове местному «Спартаку» со счетом 0:2. Запасной той команды Яков Борисов был тяжело ранен в 1944 году под Житомиром. В 1942 году попал в плен и позднее был освобожден Василий Глазков. Полузащитник Владимир Гребер служил в разведке, был награжден орденом Отечественной войны II степени. Вратарь Олег Лаевский окончил в Омске училище и остался в нем готовить молодых офицеров. Защитник Николай Махиня защищал в 1941 году Киев в составе истребительного батальона. Николай Щегоцкий в начале войны работал в штабе партизанского движения, затем был инструктором военно-физической подготовки. 

Несколько футболистов «Динамо» остались в 1941 в Киеве и приняли участие в «матче смерти». Через некоторое время из их числа будут расстреляны фашистами Николай Трусевич, Иван Кузьменко, Николай Коротких и Алексей Клименко.

Всего на строчку выше киевлян был столичный «Спартак». Последним в мирной жизни для красно-белых стал проигранный 17 июня матч в Ленинграде с «Зенитом». Участник того поединка, защитник Иван Коротков, служил телефонистом в минометном полку и был награжден медалью «За боевые заслуги». Большинство спартаковцев во время войны работали на оборонных предприятиях Москвы и продолжали играть в чемпионате Москвы. Футболист Виктор Соколов 2 мая 1943 года вывел «Спартак» с капитанской повязкой на матч в Сталинграде, известный как игра «На руинах Сталинграда». 

На шестом месте была главная армейская команда - «Красная Армия», которая 15 июня сыграла дома вничью с «Трактором» - 1:1. Автор мяча Леонид Карчевский во время войны преподавал лыжную подготовку выпускникам военных училищ. Защитник Наум Наумцев в 1941 году защищал Москву и был награжден за бои у Красной Поляны медалью «За отвагу». В основном армейские футболисты во время войны служили в военных ведомствах и частях, располагавшихся в Москве и Подмосковье. Например, защитник Алексей Базовой служил в отделе агитации и пропаганды фронта, Константин Лясковский был офицером отдела физкультуры и спорта ЦДКА имени Фрунзе, а Валентин Николаев был инструктором пулеметного училища. 

Первую пятерку турнирной таблицы замыкал «Стахановец» из Сталино. В последний раз команда вышла на поле 24 июня 1941 года в домашней игре с «Трактором». «Стахановец» тогда проиграл 2:3. Один из мячей у горняков забил лучший форвард команды Георгий Бикезин. Во время войны он получит тяжелое ранение и лишится глаза. Защитник Сергей Домбазов дослужился до командира противотанкового орудия, был удостоен ордена Красной Звезды и медали «За боевые заслуги». В артиллерийской ремонтной бригаде служил старший сержант Николай Красюк, награжденный медалью «За отвагу». Командиром взвода саперного батальона был Константин Скрипченко, дошедший до Бреслау. Он дважды был награжден орденом Красной Звезды, а также удостоен медали «За отвагу». Воевал и Петр Юрченко, награжденный орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги». Петр Применко и Иван Путятов пропали без вести осенью 1941 года. 

На четвертом месте закончился чемпионат для «Трактора» из Сталинграда, обыгравшего 24 июня в последнем туре в гостях «Стахановец» 3:2. В воротах «Трактора» стоял Василий Ермасов, который будет служить в войсках НКВД и защищать Сталинград. Его наградят в 1943 году медалью «За отвагу». Нападающий Валентин Ливенцев окажется в оккупации в родной Горловке, где возглавляемая им команда разгромила сборную немецкого гарнизона. Фашисты жестоко избили наших футболистов и один даже умер от побоев. Почти все игроки «Трактора» были рабочими тракторного завода и выпускали танки в Сталинграде, а затем в эвакуации. 

Третье место по итогам состоявшегося отрезка первенства было у «Динамо» из Ленинграда. Команда сыграла в последней игре чемпионата 24 июня в Тбилиси и уступила 2:3. Мячи у «Динамо» забили Константин Сазонов и Александр Федоров, которые в годы войны служили в ленинградской милиции, как и многие другие футболисты клуба. Милиционер и защитник команды Петр Сычев погиб 21 ноября 1941 года, спасая во время артобстрела на Невском проспекте женщину.

Нападающий Илья Бизюков защищал Ленинград, потерял в боях глаз. В 1946 году был удостоен ордена Красной Звезды. На Ленинградском фронте служил в мотострелковом полку полузащитник Анатолий Викторов. Будущий телекомментатор Виктор Набутов командовал бронекатером. На Балтийском флоте служил хавбек Борис Орешкин, награжденный орденом Красной Звезды. В батальоне связи воевал Евгений Улитин. В январе 1942 года тяжелое ранение получил под Ленинградом рядовой Александр Шапковский. Вскоре он скончался в госпитале и был похоронен на Пискаревском кладбище.

Второе место осталось в чемпионате 1941 года за тбилисским «Динамо». Команда в заключительной игре победила дома ленинградских одноклубников со счетом 3:2. Многие футболисты клуба проходили службу в милиции и НКВД. Почти всем пришлось каким-то образом участвовать в обороне Кавказа в 1942 году. Форвард Гайоз Джеджелава служил военным инженером и в 1946 году его наградили орденом Красной Звезды. 

На первом месте завершило чемпионат столичное «Динамо». В последней игре москвичи сыграли дома 19 июня вничью с «Трактором» - 1:1. В фронтовые годы динамовцы служили в милиции, НКВД, военных частях Москвы, несли патрульно-постовую службу, несколько игроков были зачислены в ОМСБОН — отдельную мотострелковую бригаду особого назначения. В такой части служил и известный игрок, а затем тренер Константин Бесков. Вернулись с войны с боевыми наградами игроки «Динамо», которые закончили выступать до 1941 года. Это Иван Овечкин, Василий Павлов, Ярослав Титов, Федор Чулков, Константин Фомин и Франц Шимкунас. Также пришли с фронта молодыми и еще только пополнят состав послевоенного «Динамо» Андрей Юрченко, Сергей Никульцев, Анатолий Родионов, Александр Тенягин и Владимир Савдунин...