о грузино-югоосетинском конфликте 2008 года и мечте стать военкором
«Я только закончил филологический факультет и видел себя исключительно субтильно-эстетским поэтом. В крайнем случае — искусным обозревателем новейших культурных явлений. Войны и судьбы Родины мало волновали меня. Всё это казалось недостойным внимания малохольного эстета. И вот совершенно случайно, действительно Божьим промыслом, меня заносит в прекрасную Страну Души (Апсны — название страны с абхазского переводится именно так)».
Многие мои братишки — военкоры сегодня пишут про югоосетинские события августа 2008-го. Я абсолютно искренне поздравляю их всех с той большой победой. Но меня там категорически не было.
Однако эта дата и тот август стали поворотными и для моей личной судьбы тоже.
Правда, судьба настигла меня совершенно внезапно совсем с другого фланга этой яркой и стремительной войны. А именно — в Абхазии. Мало кто сегодня вспоминает, что и для этой небольшой, но по-настоящему отважной республики тогда настали боевые времена, в результате которых она — нет, не обрела суверенитет и независимость (они были завоёваны самими абхазами ещё в 1993-м, после катастрофического грузинского поражения в битве за Сухум), но получила долгожданное международное признание (в лице сначала России, а потом и ряда других государств), которым гордый и дружественный нам народ грезил ни много ни мало 15 лет.
Так вот, обстоятельства сложились таким образом, что я вместе со своими однокашниками по универу как раз в этот горячий период отдыхал в Абхазии.
И военкорскими планами в моей жизни, если честно, в тот период даже и не пахло.
Я только закончил филологический факультет и видел себя исключительно субтильно-эстетским поэтом. В крайнем случае — искусным обозревателем новейших культурных явлений. Войны и судьбы Родины мало волновали меня. Всё это казалось недостойным внимания малохольного эстета. И вот совершенно случайно, действительно Божьим промыслом, меня заносит в прекрасную Страну Души (Апсны — название страны с абхазского переводится именно так), где я впервые вижу встревоженных и вооружённых людей, крейсер «Москва», проезжающие по улицам и горным дорогам бэтээры, сталкиваюсь с таким романтичным понятием, как комендантский час.
Основные события для абхазов в период войны 08.08.08 разворачивались в Кодорском ущелье, верхняя часть которого исторически относилась к Апсны, но частично была оккупирована грузинами. Как таковых штурмов и яростных боестолкновений там не было, вражеское войско бежало само по себе после парочки предупредительных и откровенно российских авиаударов. Но движуха, как говорится, в небольшой республике с населением немногим больше 200 тыс. человек творилась знатная. Так случилось, что я подружился с дедом своей однокурсницы (Марианна местная, её семья как раз бежала в родной для меня Смоленск ещё от прошлой войны, в начале 1990-х), который разрешил мне пожить в его небольшой хижине в Эшерах. Это родное село настоящего южнокавказского Че Гевары, героя и интеллектуала Владислава Ардзинбы. Здесь же в 1990-х вдоль реки Гумиста больше года пролегала линия противостояния между абхазским ополчением и грузинской армией. Всё в нём было связано с той войной, которая для жителей Апсны, вне зависимости от национальности, священна.
Дед На Велосипеде — именно такое прозвище носил дедушка моей однокурсницы — много рассказывал мне о тех событиях, которые, естественно, пережил лично.
В совокупности рассказы его, текущая околобоевая атмосфера и абсолютно по-маркесовски волшебная мифология Абхазии и привели меня к тому, что у меня появилась мечта стать военкором. И можно сказать, первый свой шаг к этому я сделал именно там.
Война, к тогдашнему моему разочарованию (вот молодой идиот! Я был бы счастлив сейчас, если бы мы победили как можно раньше), закончилась, однако в свою пропахшую настоящим порохом репортёрскую семью в августе 2008-го меня принял легендарный абхазский журналист Руслан Хашиг, который руководил небольшим, но по-настоящему крутым телеканалом — «Абаза-ТВ». Так что, как ни крути, мой личный путь к военкорству начался именно оттуда.
Я провёл в Абхазии четыре года — и потом пошло-поехало дальше.
И я безумно благодарен судьбе за то, что она меня направила на этот путь. Благодарен стране и моим учителям оттуда, которые по-своему сделали меня таким, какой я есть.
Так что 08.08.08 стало моей зарёй.
И это теперь и моя история тоже!
Ещё раз всех — с победой! Уверен, мы добьёмся её и здесь — в СВО!
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.