"Мы единственный спортивный игровой вид спорта, в котором нет клуба"
Участие сборной Беларуси вернуло ватерпольному чемпионату статус открытого
Сборная Белоруссии, вернувшись в число участников чемпионата России по водному поло, не только увеличила количество его участников до десяти, но и сделала статус соревнований открытым. Спортивная редакция "Реального времени" пообщалась с руководством белорусской ватерпольной сборной.
"Во времена СССР мы развивались параллельно с волейболом"
Наиболее известен в штабе сборной Белоруссии — Александр Третьяков, ранее выступавший за сборную СССР и московский ЦСК ВМФ, помимо минского СКА. Главный тренер сборной Белоруссии — ее бывший голкипер Иван Ванда. Помимо него в тренерском штабе команды экс-капитан сборной Дмитрий Ванкевич, который в бытность игрока выступал и на родине, и в чемпионатах Израиля и Турции. Так дружным трио они и отвечали на наши вопросы.
— В чем главная проблема в развитии водного поло Белоруссии?
Дмитрий Ванкевич: Мы единственный игровой командный вид спорта в стране, где нет профессионального клуба. Ни одного. Ранее игравшая в чемпионате России команда РЦОП из Минска — это республиканский центр олимпийского резерва. Сейчас сборная страны. Отсутствие профессиональной команды приводит к текучке кадров, когда перспективные спортсмены тренируются только во время обучения в вузах. Заканчивая их, уходят в армию и ищут возможность обустроиться в жизни, устраиваются на работу, их уже невозможно удержать в спорте. Это касается всех городов страны, Бреста, Витебска, Гомеля, Гродно, Могилева, где водное поло развивается только на детско-молодежном уровне.
— Взгляд со стороны подсказывает, что из олимпийских дисциплин Советская Белоруссия была в лидерах в гандболе, где работала Спартак Миронович, и мужской гандбол продолжает оставаться в числе сильнейших. Был неплохой баскетбол, поскольку команда РТИ выступала в высшей лиге чемпионата Союза. Но водное поло было примерно на уровне волейбола, где сейчас есть и национальный чемпионат, и воспитанники — как игроки, так и тренеры, такие как Владимир Алекно, известные на весь мир.
Иван Ванда: Согласен с вами, во времена СССР мы развивались параллельно, более того, помнится нас одновременно чествовали в спорткомитете за выход команд минского СКА в высшую лигу. Мы с волейболистами одновременно проходил службу в спортивных ротах, но с развалом СССР там сумели уловить тенденцию развития, перестроились, создавали клубы, что позволяло и позволяет задерживать игроков надолго, подписывая их на контракты. А у нас в водном поло этого нет, и средний возраст игроков примерно 20 лет, есть игроки чуть старше и моложе.
"Армейское руководство готово поддерживать гандбольный СКА и неигровые виды спорта"
— Но тот же мужской гандбол долго не был конкурентоспособным, пока команда была студенческой, как у вас сейчас. Называлась то "Буревестник", то "Политехник" и теряла игроков. Все изменилось, когда перешли под крыло общества "Вооруженные Силы", переименовавшись в СКА, и перестав терять игроков.
Иван Ванда: Все верно, и мы пытались идти по этому же пути, искали контакты со спортивными обществами Вооруженных сил и "Динамо". Был момент, когда казалось, что нам пойдут навстречу, но не получилось. В том числе потому, что армейское руководство через структуру СКА готово поддерживать только гандбол, который был там наиболее успешной командой во времена Союза, и олимпийские не игровые виды спорта. Многое зависит от действий федерации, которую сейчас возглавил бывший ватерполист Сергей Жидков (в прошлом ватерполист, мастер спорта, ныне доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РБ). Причем государство готово поддерживать игровые командные виды спорта, создавая для спонсоров льготы при выплатах налога на недвижимость, республиканское Министерство спорта нашло деньги для оплаты нашей заявки в чемпионат России. Ваша Федерация пошла навстречу, чуть изменив регламент соревнований, поскольку это клубный чемпионат, а мы играем сборной. Ранее этот мелкий юридический нюанс не позволял нам заявляться в чемпионат России.
— У нас даже ходили разговоры, что в этом году чемпионат России будет проходить по туровой системе, когда, допустим, пять команд собираются в одном городе, и играют каждый с каждым, что позволяло бы экономить средства, в отличие от чемпионата с разъездами. И это якобы хотели сделать "под вас".
Иван Ванда: Да, мы примерно также разыгрываем национальные соревнования в Беларуси, поэтому наши игроки привыкают сейчас к другому графику. И участие в чемпионате обходится дороже, но нам не приходится роптать, поскольку мы не можем диктовать условия и благодарны уже тому, что нас допустили до участия в российском чемпионате, выполняя все его регламенты.
"Мы находимся точно под такими же санкциями, как и Россия"
— Ранее вы могли совмещать участие в чемпионате России с международными турнирами с участием команд Украины и Молдовы, а также Польши, Словакии, Чехии. Сейчас это невозможно?
Иван Ванда: Сейчас подобная возможность полностью отрезана, поскольку мы находимся точно под такими же санкциями, как и Россия (что, кстати, удивительно, если учитывать, что футбольная Беларусь выступает и сборной, и клубами на турнирах УЕФА, — прим. авт.).
— Если конкретизировать по игрокам, кто сейчас играет за границей?
Иван Ванда: В чемпионате Польши были возрастные Михаил Езерский (уже официально выступающий по "мастерс", — прим. авт.) и Виктор Иванов и Никита Чуприна, из более-менее молодых Тумилович. Два наших игрока стартовали в Лиге чемпионов — это Дегтяренко и Малышев, но они уже официально игроки сборной Грузии, поэтому мы на них не рассчитываем.
— Перроне играл за сборные Испании, Бразилии, сейчас снова за Испанию. Бодегас за Францию, Италию, сейчас снова за Францию. Врлич за Хорватию, Бразилию, сейчас снова за Хорватию. И это только те, кто дважды менял спортивное гражданство. Дегтяренко успел поиграть за Азербайджан, но это не остановило его от перехода в сборную Грузии. В водном поло один из самых либеральных подходов к смене спортивного гражданства, как в шахматах или фигурном катании.
Иван Ванда: Согласен, и, возможно, нам необходимо будет задуматься о том, чтобы привлекать в свою сборную российских игроков (тем более что опыт такой уже был, за Беларусь играл ватерполист "Синтеза" Владимир Басик, — прим. авт.). Тем более что наши игроки были востребованы в сборной России, как бывшие игроки "Синтеза" Игорь Бычков (которого мы частенько видели в Могилеве во время проведения там соревнований на его призы), Кирилл Николаенко, нынешние игроки сборной Родион Зюзин и Дмитрий Холод. Пока же мы только теряем и возвращаемся к тому, что для развития необходим профессиональный клуб, который мог бы предложить определенные условия и россиянам, и нашим игрокам, и нашим воспитанникам, которые готовы переехать в сборную другой страны.
"В качестве развития карьеры — чемпионат Польши не так интересен"
— Как тот же Константин Аверка в сборной Черногории.
Иван Ванда: Да, который сейчас на хорошем счету в сборной и в испанском "Сабаделе". Кстати, к нам из Подмосковья переехал его младший брат Федор. Он поступил в институт, но сейчас в осенний призыв должен пойти в армию.
— Помимо того, ваши игроки ранее выступали в чемпионатах соседних стран, как нынешний голкипер Байдук, ранее Шантур и Хрипачев, как я видел, играли в литовском клубе "Зайбас". И не только они.
Иван Ванда: Когда предоставлялась такая возможность, то играли, но это единичные случаи. Сейчас их практически нет, остается некая лазейка в качестве выступления в чемпионате Польши. Но, несмотря на то что там хватает команд, уровень чемпионата слабенький, уровень тренировочной нагрузки даже ниже, чем у нас, в Беларуси, да и приглашения поступают тем игрокам, которые уже близки к завершению карьеры. В качестве развития карьеры это неинтересно.
— Вместе с Дегтяренко за сборную Азербайджана выступали еще три белоруса — Гришко, Нестерович, Ходун.
Александр Третьяков: Все они закончили с профессиональным спортом, но остались работать в нем детскими тренерами в Бресте. Все по той же схеме: отучились, отслужили в армии и закончили со спортом. Или же Чорбашян, который отслужил срочную, но остался на службе, сейчас он офицер, проходит армейскую службу в Бресте. Федорук закончил, ныне работает тренером в детской школе, недавно выставлял на республиканские соревнования "Мяч на воде" детей 2010 года рождения.
Иванов, Кузьменко, Ковалевский в прошлом году выиграли чемпионат Литвы, выступая за местный "Зайбас", но эта команда получает финансирование из местного бюджета, федерального или муниципального, а политическое руководство выдвинуло требование, чтобы ни одного белоруса в команде не было. Поэтому Иванов перешел в чемпионат Польши, в ту же команду, что и Чуприна. (Что интересно, у "Зайбаса" большая легионерская команда: венгр, сербы, украинец, 41-летний хорват с грузинским паспортом — все для успешного выступления в Челлендж Кап и других еврокубках, даже остался один белорус, взявший литовское гражданство, — прим. авт.). Кстати, и Кузьменко, и Николаенко совсем недавно выступали в российском чемпионате по мини-ватерполо.