Взлеты и падения в прыжках с трамплина
Трехкратный олимпийский чемпион из Австрии Томас Моргенштерн во время прыжка на тренировке в Тауплице упал и потерял сознание. Заключение врачей — черепно-мозговая травма и ушиб легкого. Лукаш Хлава в Бишофсхофене рухнул лицом в место приземления, как итог — сломанные кости носа и скулы. Том Хильде не справился с полетом в Оберстдорфе — трещина восьмого позвонка. Ян Мазох в Закопане после неудачного прыжка два дня пролежал в искусственной коме. Список душераздирающих падений, от которых кровь стынет в жилах, можно продолжать бесконечно… Однако этот вид спорта набирает популярность все больше, а спортсмены прыгают все дальше. Что особенного в психологии «летающих лыжников» и почему они не боятся возвращаться на трамплины, где постоянно рискуют здоровьем? Психология в прыжках с трамплина, помноженная на сложную технику, — особенная тема. «Летающий лыжник» на полетном трамплине в среднем набирает скорость около 102 км/ч и пролетает дистанцию от 140 до 250 м (скорость на нормальном трамплине меньше, где-то 85–89 км/ч, на большом — в районе 92). Чтобы понять, какой идет воздушный поток, попробуйте высунуть руку из окна автомобиля при скорости 100 км/ч. При отталкивании прыгун ложится на воздушную подушку, чтобы продержаться на ней как можно дольше, — от этого зависят техника, которую в итоге оценивают судьи, и длина прыжка, которая также оценивается в очках. Надо отдать должное, Международная федерация лыжного спорта усиленно работает над повышением безопасности прыжков, порой даже в ущерб зрелищности. Так, например, больше HS225 м размеры прыжковых объектов делать нельзя; женщинам лишь совсем недавно разрешили прыгать с больших трамплинов; костюмы, лыжи, крепления — все находится под жестким контролем судей. Но падения продолжаются, и ломаются не только кости, но и судьбы даже самых опытных прыгунов. Молодость — лучшее лекарство от страха Безусловно, на большой трамплин без подготовки сразу никто не полезет. «Прыжками с трамплина начинают заниматься с 7–8 лет, и, конечно, здесь важен принцип постепенности. Спортсмен, который не готов прыгнуть, никогда этого не сделает, потому что у него будет страх плюс ощущение неготовности. Поэтому дети начинают с 5–10-метрового трамплина, и дальше, по мере их готовности преодолеть ту или иную ступень, они увеличивают спортивное мастерство и мощность трамплина. В моем спортивном прошлом я начинал заниматься с 8 лет и 10-метрового трамплина. А в 14 лет — прыгал уже с 90-метрового. 6 лет упорных тренировок понадобилось для того, чтобы преодолеть разницу в мощности трамплинов. Ежедневными тренировками этот страх и преодолевается. Спортсмен должен быть уверен в себе и не бояться прыгать», — рассказывает президент Федерации прыжков с трамплина и лыжного двоеборья, в прошлом профессиональный спортсмен Дмитрий Дубровский. На старте текущего сезона спортивная общественность увлеченно наблюдала за 17-летним словенцем Доменом Превцем. Самый младший из трех братьев-прыгунов выигрывал один этап за другим и показывал сумасшедшую в прямом смысле слова технику. А конец сезона Домен заканчивает на шестом месте. Хотя для юного прыгуна быть в десятке лучших — очень почетно. «Почему младший Превц перестал выигрывать в конце сезона? Потому что молодой еще, такие нагрузки тяжело выдерживать, — объясняет председатель судейской коллегии Федерации прыжков с трамплина и лыжного двоеборья Юрий Калинин. — Сам по себе трамплин для полетов вызывает напряжение из-за повышенной скорости и длины прыжка. А плохие ветровые условия это напряжение еще увеличивают. Неравномерные потоки и порывы ветра — это самое страшное. Это большая стрессовая нагрузка на организм. У Превца стиль агрессивный, Якуб Янда тоже так прыгал. Эта ситуация, когда у него голова оказалась ниже лыж, — результат резкого воздушного потока, захлеста, это невыгодное аэродинамическое положение. Хорошо, что воздушный поток воздействовал у него на обе лыжи одновременно. Если бы захлестнуло одну лыжу — это могло привести к потере баланса и падению». Жизнь за 6 секунд Страх — одна из главных проблем у прыгунов. Об этом нормальном человеческом свойстве организма и совершенно модифицированном у профессиональных прыгунов написано множество научных работ. В частности, доподлинно известно, что пульс прыгуна на стартовой скамье находится еще в нормальном состоянии — 80–90 ударов в минуту, во время полета он учащается до 110–140 ударов в минуту и уже при приземлении его частота 180 ударов в минуту. При этом уровень мастерства роли не играет… Доктор Имхоф из Швейцарии в своем исследовании на тему психологии в спорте говорит: «Даже у опытных мастеров в ожидании старта пульс как у «нервозных новичков». Иногда страх пытаются снять алкоголем — напрасно. Использовали медикаменты — никакого результата». Интересно, что австрийский прыгун Армин Коглер даже использовал иглоукалывание, поскольку много лет находился в тисках страха, а в 1982 году он стал чемпионом мира. Состояние «смертельного ужаса» продолжается всего 6 с, как заявляют исследователи. В это время у прыгуна повышается гормональный фон, и на его стабилизацию уходит более суток. Профессиональные прыгуны заявляют, что за эти 6 секунд можно прожить всю жизнь. Трудно сказать, для красного ли словца они это говорят. Прыжки на острие психики Швейцарский прыгун Вальтер Штайнер, который стал первым чемпионом мира в 1972 году на полетном трамплине в Планице, потом рассказывал: «Жаль, что не удалось побить рекорд Манфреда Вольфа, который он установил здесь в 1969 году. Мне, 18-летнему, не дали выступить на тех соревнованиях. Федерация Швейцарии испугалась пускать меня на трамплин-гигант, меня считали безрассудным, а старшие товарищи боялись за мою жизнь. А у меня чувство страха как будто атрофировалось — первый прыжок с трамплина, сложенного из березовых поленьев, я совершил в шесть лет. Это был хороший прыжок, и далекий — на коротких лыжонках я улетел на девятнадцать метров. Отец похвалил меня, а мама сказала примерно так: «Хорошо, что на этот раз так все обошлось». Хотя вот бывший прыгун экстра-класса, а позже доктор института в Инсбруке Карл Шнабль считает: «Прыгунов без чувства страха не существует. Среди них есть какой-то процент так называемых «бешеных псов», но и они познают страх после третьего капитального падения». Действительно, после неудачного прыжка, даже если он закончился относительно благополучно, большая часть прыгунов «сходит с дистанции». Томас Моргенштерн после падения вскоре ушел из спорта. Талантливый Ян Мазох не сумел выйти на свой прежний уровень и завершил прыжки в возрасте 21 года. Четырехкратный олимпийский чемпион Симон Амман после падения на последнем этапе «Турне четырех трамплинов» признался, что психологически не смог оправиться, взял паузу, сейчас выступает, но без особых достижений. «Все по-разному преодолевают страх, но, конечно, в подкорке происходит какое-то торможение, — говорит Юрий Калинин. — Так получилось и у нашего Алексея Ромашова, который упал на трамплине в Сочи на тренировке. Ему понадобилось время на преодоление себя — и он справился, сейчас в Викерзунде уже прыгнул за 200 метров. Это не преднамеренно, ничего не имеет общего с трусостью, это инстинкт самосохранения срабатывает. Я после падения в Кировске полтора месяца ходил с гипсом. Но в следующем сезоне уже выступал. Помощь психолога не потребовалась, а вот проблемы с «физикой» надо было решать: рука не поднималась из-за сломанной ключицы, потом еще какие-то последствия травмы беспокоили. Но страха я не чувствовал». (Юрий находился в состоянии клинической смерти после падения, и лишь своевременные действия врача команды Юрия Михайлова позволили ему вернуться на этот свет.) ■ ■ ■ Зачем же спортсмены рискуют? Почему так любят эти далекие, страшные и невероятно красивые полеты? В феврале 2015 года Дмитрий Васильев совершил практически невозможное — показал прыжок на 254 м в Викерзунде. Он знал, что приземлиться будет крайне сложно, но все равно не дрогнул. Пусть и с падением, но бесстрашный российский прыгун вошел в историю как обладатель самого дальнего, пусть и неофициального, прыжка в истории. На прошедшем этапе Кубка мира там же Штефан Крафт показал полет на 253,5 м. Погода была непредсказуемой, ветер менялся каждую секунду. Австриец летел, не зная, как изменится ветровая ситуация, приземлился на грани фола, с трудом удержавшись на ногах... И стал обладателем Кубка мира. В пятницу в Планице стартует последний этап сезона. Огромный старейший, но обновленный мощный трамплин ждет своих гостей. А храбрейшим из них подарит триумф и всемирную славу.