Спортивные парашюты

Фото: АО «Полет» Ивановский парашютный завод

Спортивные парашюты
© Ростех

«Технодинамика» не только создает парашютные системы, но и поддерживает отечественный парашютный спорт. В этом году холдинг выступает основным партнером Федерации парашютного спорта России, и все ключевые соревнования проходят при поддержке «Технодинамики».

Продукция холдинга пользуется популярностью среди парашютистов различного уровня подготовки. Один из основных поставщиков спортивной парашютной техники – ивановский завод «Полет» холдинга. Многие системы здесь разработаны с учетом пожеланий сборной России по классическому парашютизму, а также испытаны совместно с чемпионами. О развитии парашютного спорта, а также о разработках «Полета» для спортивных прыжков – в нашем материале.

Первый шаг в небо

История покорения неба человеком насчитывает тысячи лет: в разные времена для этого изобретались новые способы, придумывались все более сложные приспособления. Пожалуй, одним из первых стал парашют. О том, что можно парить в небе, опираясь на воздух, догадывались еще на заре цивилизации, используя для этого зонты из пальмовых листьев. Развитие этой идеи было не остановить – так появилась «палатка из накрахмаленного полотна» великого Леонардо да Винчи, позже «летающий плащ» французского профессора де Фонтанж, а уже в конце XVIII века родился и сам термин «парашют». Когда в 1783 году взлетел первый воздушный шар, идея полета с опорой на воздух из развлечения превратилась в острую необходимость – нужно было придумать способ эвакуации в случае аварии аэростата. В том же году французский физик Себастиан Ленорман изготовил и лично испытал такое «спасительное средство», прыгнув с обсерватории. Он назвал свое изобретение «парашют» – от греческого «para» и французского «chute», что можно перевести как «против падения». Уже через два года парашют впервые в истории спас жизнь человека при крушении аэростата.

Появление самолетов ознаменовало новую ступень в развитии парашютизма – самым важным этапом стало изобретение ранцевого парашюта. Его создателем считается русский актер Глеб Котельников. Став свидетелем первой авиакатастрофы в России, он твердо решил разработать средство спасения авиаторов. В 1911 году Котельников запатентовал первый ранцевый парашют. Эта идея автономного крепления купола на летчике легла в основу создания парашютов в различных странах, и, конечно, в первую очередь в СССР – в 1920-е годы налаживается выпуск отечественных парашютов.

Памятник Глебу Котельникову, установленный на территории завода «Полет». Фото: АО «Полет» Ивановский парашютный завод

Спасательные парашюты для летчиков совершенствуются, появляются парашюты для десантирования людей и грузов. Вскоре в стране организовывается подготовка инструкторского состава и спортсменов-парашютистов. Датой зарождения парашютизма в нашей стране принято считать 26 июня 1930 года, когда в Воронеже начались первые прыжки военных пилотов под руководством летчика Леонида Минова. Сам Минов признан пионером отечественного парашютизма.

С тех пор идет активное совершенствование не только самих парашютов, но и возможностей их применения, а также методик обучения управления парашютом. Для оценки этих умений были придуманы спортивные упражнения – на точность приземления и выполнение элементов в свободном падении. Позже это сочетание получило название «классический парашютизм».

Мастерство свободного падения

Все разновидности парашютного спорта связаны со свободным падением и планированием на парашюте. При этом скорость падения достигает 60 метров в секунду или около 200 км/ч. Именно в мастерстве владения телом в свободном падении на огромной скорости соревнуются парашютисты, за исключением классического парашютизма – здесь помимо обязательного выполнения шести фигур в воздухе, важна и точность приземления (до сантиметра!).

Прыгнув с высоты 1000 метров, спортсмены должны приземлиться точно в мишень на земле. Когда-то мишень была диаметром 100 м, а позже уменьшилась до 100 мм. Совершенствование техники продолжало сужать мишень в размерах – сегодня центр мишени для прыжков на точность имеет диаметр всего 20 мм! Некоторым спортсменам удавалось «попасть в яблочко» более сотни раз – в 1978 году советский парашютист Александр Белоглазов установил мировой рекорд, приземлившись 106 раз подряд без отклонения.

Фото: АО «Полет» Ивановский парашютный завод

Классический парашютизм – это единственный вид парашютного спорта, в котором можно удостоиться самого высокого личного спортивного звания «Абсолютный чемпион мира по парашютному спорту». Тем не менее, парашютный спорт включает и другие зрелищные разновидности. К примеру, групповая акробатика – самый массовый вид в парашютизме, когда команды из четырех, восьми и 16 спортсменов соревнуются в количестве «построенных» фигур за определенное время. Ограничения по количеству участников – только для официальных соревнований. Изобразить красивую фигуру в воздухе (или «формацию» на профессиональном языке) можно и парашютистам-любителям. Здесь ограничений нет. Например, в Книгу рекордов Гиннеса попала формация, собранная из 296 человек в 1996 году в Анапе.

Другой вид «небесной акробатики» – купольная акробатика, которая заключается в построении формаций из куполов. Соревнования проходят в командах из четырех и восьми спортсменов. Из относительно молодых видов парашютизма – фристайл и скайсерфинг. Фристайлисты показывают различные красивые фигуры в свободном падении, скайсерфингисты делают то же, но прыгают с лыжей.

Парашюты для начинающих и опытных спортсменов

Все виды парашютного спорта требуют надежной парашютной техники для тренировок, совершенствования мастерства и участия в соревнованиях. Один из основных поставщиков парашютной техники спортивного назначения – ивановский завод «Полет» холдинга «Технодинамика» Госкорпорации Ростех. В прошлом году предприятие отметило 95-летие со дня своего основания.

Спортивная парашютная система «Мальва». Фото: АО «Полет» Ивановский парашютный завод

Продукция предприятия пользуется популярностью среди парашютистов различного уровня подготовки. Для тренировок часто используются проверенные временем парашюты «Мальва-24» и ее усовершенствованная версия «Мальва-Аксиома». Спортивная парашютная система «Мальва-24» предназначена для прыжков на точность приземления. «Мальва-Аксиома» – это парашют с 7-секционным куполом, созданный с учетом пожеланий спортсменов сборной России по классическому парашютизму. Линейку спортивных систем серии «Мальва» дополняет новый парашют «Дартс», предназначенный для выполнения всех видов прыжков по программе классического парашютизма.

Для опытных парашютистов, за спиной которых не менее 500 прыжков, производится 9-секционный скоростной эллиптический купол Shark. Для асов купольной акробатики выпускается 7-секционный основной купол Rush. В разработке и испытаниях данного парашюта принимали участие чемпионы России и мира по купольной акробатике. Rush не уступает лучшим мировым аналогам в своем классе.

Парашют Insider. Фото: АО «Полет» Ивановский парашютный завод

«Полет» выпускает также парашютные системы и для начинающих спортсменов, к примеру, 9-секционный студенческий парашют Insider. А для тех, кто только начинает осваивать азы парашютного спорта, не имеет опыта выполнения прыжков и не может «шагнуть в небо» без поддержки в прямом смысле, на помощь придет парашютная система «Тандем». Уже из самого названия понятно, что «Тандем» предназначен для выполнения прыжков вместе с парашютистом-инструктором. Такие системы могут применяться не только при подготовке спортсменов, но и в индустрии отдыха и развлечений. «Тандем» – лучший вариант для тех, кто давно мечтает «потрогать облака» и собирается прыгнуть один раз в жизни. Впрочем, первый прыжок в тандеме может стать началом большого пути в профессиональный парашютный спорт.