В Германии меня приучили думать о людях и всегда делать так, чтобы они были довольны
Уже больше года Илья Александрович Смирнов каждый день надевает рабочую форму с надписью «Жилищник ЗелАО», берёт инструменты и идёт чинить окна или двери в домах района Савёлки. Работать плотником 56-летний мужчина устроился после 14-ти лет жизни в Дюссельдорфе.
Илья Александрович, как вы оказались в Зеленограде?
До сих пор не могу понять, как меня сюда привела судьба. Ощущение, что я будто во сне. Жизнь кардинально поменялась. В детстве я часто слышал про Зеленоград – видел сюжеты о его строительстве, в лагере слышал песню «У деревни Крюково». Но никогда бы не подумал, что окажусь здесь. В 90-ых годах после неудачной хоккейной карьеры (получил серьёзную травму) переехал из Казахстана в Москву - работал в ремонтно-строительной организации. На моих глазах разваливался советский союз. С 1989 года начал думать о переезде за границу. Тогда шла активная пропаганда западного образа жизни. На выставках видел, как заграничные строительные материалы в корне отличались от наших. Тогда впервые увидел новые технологии, которые нам тогда даже во сне не снились. Нашел преподавателя частных уроков немецкого языка. Когда пришел в посольство Швейцарии, там выпучили глаза – в анкете написано плотник. Вы говорят, действительно тот, за кого себя выдаете? К нам приходят артисты, спортсмены, политики, но рабочий в нашем посольстве впервые. Это был для них нонсенс. Хочу сказать, что они презирают лентяев, очень трудолюбивая нация. Когда жил в Швейцарии мы с 19-летней девушкой таскали доски. А позже случайно узнал, что она из очень богатой семьи. В 1995 году поехал к другу в Германию, зашел в кафе и встретил свою будущую жену – чистокровную немку. Так, переехал в Дюссельдорф к Монике. Работал в туристической фирме. В 2000 году случилась трагедия. Моника с нашим девятимесячным сыном попала в аварию – оба погибли. После этого начал периодически летать в Москву, а недавно переехал насовсем.
Почему после хоккея и туризма вы решили работать плотником?
Поехал как-то в деревню, в лес и внутри что-то встрепенулось, вернулась любовь к дереву. Тогда и возникла мысль вернуться в плотники. Начал смотреть вакансии в интернете. Случайно наткнулся на «Жилищник» - требовался сварщик, плотники были не нужны. Мой телефон на всякий случай записали, а через две недели мне позвонил мой будущий мастер - Станислав Михайлович. Когда я зашел в мастерскую - сразу понял, что это моё. Так судьба привела меня сюда. Никогда не забудут знакомство с директором нашей инженерной службы – Ильёй Николаевичем Фокиным. В приёмной нужно было поставить плинтус. Я подумал, что надо сделать это на жидкие гвозди. За границей убедился, что это материал номер один. Пока обсуждали это, из кабинета вышел Илья Николаевич и начал интересоваться, в чем проблема. Я смутился, неудобно вовлекать директора в этот процесс. Объяснил, что нужны жидкие гвозди. В итоге он пошёл со мной в строительный магазин и купил их. Меня это поразило. Когда был в Германии и рассказал этот случай, то они не поверили, что директор пошёл покупать этот клей за свои деньги. Впервые встречаю такого заботливого начальника. Сейчас редкость, когда руководство так хорошо относится к рабочему человеку.
Какую работу чаще всего приходится выполнять?
Дверь отремонтировать, пружину поставить, стекло заменить, доводчик поставить. Чем сложнее работа – тем мне интереснее. Я могу найти общий язык с любым человеком. Немецкий менталитет давит – там меня приучили думать о людях и делать так, чтобы человек был доволен. Мы работаем для людей. Поменяли в 618 корпусе тяжелую дверь– так приятно на душе стало, что помог людям, сделал что-то важное. Вчера молодой житель 623 корпуса обратился, что на крыше что-то гремит, мешает спать дочке. Поднялись на крышу, обошли её всю и нашли проблему - железные створки бились друг о друга.
Приятно слышать благодарности от жителей?
Конечно, приятно слышать «спасибо». Но для меня лучшая благодарность - чтобы всё оставалось в целости и сохранности. Хочется, чтобы люди ничего не ломали. Чтобы ценили чужой труд. Сейчас время сложное – люди тревожатся, переживают, срываются. Летал в Германию– там такая же обстановка. Хочется, чтобы все были добрее, чтобы не конфликтовали, не ругались. Всегда обо всём можно договориться.