Первый высокогорный: в Чечне прошел марафон вокруг озера Кезеной-Ам

22 февраля в Чечне на озере Кезеной-Ам состоялся первый Всероссийский высокогорный Ледовый марафон. Правда, побегать по льду озера, как планировалось сначала, спортсменам не удалось: погода не позволила. Но и без этого у чеченского марафона хватило эксклюзива. 250 спортсменов-любителей и профессионалов из 64 городов России. Технически сложная дистанция вдоль озера Кезеной-Ам на высоте 2000 метров, состоящая из асфальтированной трассы, грунта, снега, льда и острых камней. Маршрут полного марафона 12 раз пересекал границу двух регионов — Чечни и Дагестана.

Первый высокогорный: в Чечне прошел марафон вокруг озера Кезеной-Ам
© «Это Кавказ»

Самыми опытными марафонцами в этих соревнованиях стали двое участников из Казахстана: одному 69 лет, второму — 61. Самыми юными — девочки из Пятигорска 3 и 4 лет, Милена и Алина Ахтари.

Пока только секреты

С утра на курорте светит яркое солнце. Участники бодры и настроены на победу в своих дистанциях. Всего их четыре: детский забег «Берти» — 1 километр, круг — 10 километров, полумарафон — 21 километр, марафон — 42 километра. У мужчин и женщин отдельные категории, хотя все бегут вместе.

— Февраль здесь самый холодный месяц — на Кезеной-Ам в это время всегда стоит лед толщиной около 80 сантиметров, — рассказывает вице-президент Федерации парусного спорта Чеченской Республики Ксения Наумова. — Но из-за значительного потепления были сомнения в крепости льда, поэтому мы пустили дистанцию вокруг озера. У нас был этот запасной вариант — понимали, что с погодой не договоришься, все может быть. Очень надеюсь, что в следующем году мы все-таки побежим по льду.

Федерация парусного спорта региона является одним из организаторов мероприятия. Ее президент Хасан Хаджиев говорит, что уникальность марафона — высокогорье и переменчивость трассы.

— Маршрут очень сложный. Организаторы постарались сделать так, чтобы марафонцам было тяжело, а значит, и интересно его пройти. Очень надеюсь, что ледовый марафон, как и парусная регата, станет одной из визитных карточек нашей республики. Хотим сделать его международным. В этом году у нас уже есть два участника из Казахстана. Они имеют серьезный опыт забегов: пробежали около сотни марафонов. Топят за здоровый образ жизни. В следующем году мы планируем установить мировой рекорд и войти в Книгу рекордов России. Но пока всех секретов не раскрываем.

Холодно и скользко

Пока Хасан интригует, начинается забег в детской дистанции. Участники бегут усердно.

Ахмед Озниев из детской парусной команды «Ахмат» вышел в финал вместе с другом и сестренкой. Все они из одной школы — грозненской № 39. Радуются, что директор похвалит их за эту победу.

— Мы привыкли гонять на яхтах, а бегать вдоль озера было непривычно, — говорит Ахмед, занявший второе место. — Но, скажу честно, парусный спорт мне нравится больше. Там не выносливость все решает, а ветер — это более непредсказуемо. Сегодня было холодно и скользко, но мне все равно понравилось, решил теперь чаще заниматься бегом.

«Можно съесть твою медаль?»

После детского финиша стартовали взрослые — одновременно на всех дистанциях.

Султан Хаджиев приехал на марафон из Грозного с супругой и маленькими детьми. Дистанцию в 10 километров преодолел за 1 час 13 минут. На финише его ждет все семейство.

— Совмещаю приятное с полезным: отдых с семьей и спортивное событие, — говорит Султан. — Хочу, чтобы мои дети с раннего возраста понимали, что спорт — это важно. Когда узнал из соцсетей о марафоне, подумал: «Успею, места будут». За десять дней до начала стал регистрироваться, а осталось лишь одно место. Успел. Конечно, хотелось выиграть, но нужно реально понимать, что есть ребята, которые всю жизнь этим занимаются — с ними бороться очень тяжело. Поэтому ты борешься сам с собой — улучшаешь свои показатели с каждым разом, а потом уже можно и на результат выходить. Я попытался распределить силы, как советовали организаторы: в гору бежал быстро, потому что потом по камням невозможно было бежать быстрее — можно было свалиться вниз.

Мы привыкли, что за призовые места вручают золотые, серебряные и бронзовые медали, но на Кезеной-Аме вручали имбирные, причем всем без исключения. Кстати, сын Султана захотел съесть медаль. А когда отец запретил, подумал, что ему жалко, и попросил хотя бы поделиться кусочком.

Только вперед, даже на четвереньках

Елена Нечаева из Московской области первый раз в Чечне — и первая в дистанции «Круг».

— Особенность горного марафона в том, что нужно обязательно оставлять запас сил и учитывать уклон, покрытие, — рассказывает победительница. — Зимой нужно быть очень аккуратным. Пока бежала вверх, все рассматривала, наслаждалась видом, а когда маршрут стал технически сложным, смотрела только под ноги, где-то даже на четвереньках приходилось ползти. Но люди, которые приезжают на трейл, готовы ко всему: к непогоде, к погоде, к изменениям дистанции и маршрута — все это неважно, ведь мы приезжаем получать удовольствие от любой трассы, мы к этому морально готовы. Мне нравится Северный Кавказ. Мы приезжали на марафоны в Ингушетию и Кабардино-Балкарию. На Эльбрус часто ездим на восхождение.

Среди организаторов марафона также Министерство ЧР по физической культуре, спорту и молодежной политике, ивент-агентство «Федерация П.С.» и Caucasus United Territory.

— Мы уже четыре года проводим беговые спортивные мероприятия на Северном Кавказе, в основном в горной местности, — рассказывает директор серии международных марафонов Caucasus United Territory Андрей Донсков. — В Чечне впервые. Здесь много отличий от других регионов, начиная с локации, заканчивая приемом. А этот забег вообще мог стать первым в Евразии марафоном на льду на такой высоте. Именно это привлекло многих. В принципе, на Кавказ люди и так очень активно заезжают. Но здесь мало организаторов подобных мероприятий, и такие события достаточно редки. А многие хотят увидеть Кавказ. Поэтому сегодня столько участников.

«Несет их непонятно куда»

По всему маршруту марафона стоят экипажи скорой помощи, дежурят сотрудники Центра медицины катастроф и МЧС.

В нескольких пунктах питания можно перекусить нарезанными фруктами, утолить жажду. Рядом суетятся волонтеры. Только и слышно, как они кричат подбегающим спортсменам: «Вода? Тоник?» А кто-то подшучивает: «Сидели бы себе дома, чай пили, так нет — несет их непонятно куда».

Для представителей СМИ предусмотрен пресс-центр, где можно выпить чай, согреться и пообщаться. Ирина Аютова, волонтер из Сургута, задала неожиданный вопрос: «Каково девушкам в Чечне быть журналистами? Не притесняют? А то вот ко мне подошли двое местных парней и сказали: «У нас в республике девушки не снимают на дрон». Я засмеялась и говорю: «А у нас снимают».

Ирина совсем недавно была на Кольском полуострое, в Чечню прилетела, чтобы встретиться с «семьей» — так называют себя организаторы, участники и волонтеры марафона.

— Наш главный вдохновитель — Андрей Донсков, — продолжает Ирина. — Он все маршруты придумывает. Я альпинист и очень люблю горы. Здесь, на Кезеное, мне очень нравится.

Невозможное возможно для всех

Тем временем в марафоне финишируют первые участники. Кто-то изо всех сил стремится к победе, для других главное — пройти трассу.

Эдуард Хмельков из Георгиевска бежал полумарафон для себя и для победы над собой.

— Два с половиной года назад я весил 143 килограмма. Решил заняться бегом и доказать, что невозможное возможно для всех. Главное — захотеть. Сегодня тяжело было: живые камни, снег, кое-где проваливались, много раз падали. Но доволен: трассу преодолел. Я в Чечне 10 лет назад служил в Итум-Кали на границе с Тусхароем. Потом ушел на пенсию. За 10 лет Чечня просто до неузнаваемости изменилась. Планирую поехать в Аргунское ущелье, встретиться со знакомыми.

Папаха и шорты — сюжет этот странный

Всеобщее внимание на протяжении всего марафона привлекал спортсмен в папахе и шортах — аварец из Ставропольского края Али Алигаджиев, занявший второе место. До первого не хватило 52 секунды.

— Говорят, у меня голова маленькая, поэтому я без папахи не бегаю (смеется). Самое сложное было то, что я не мог любоваться озером, старался бежать быстрее и смотрел только под ноги. На призовое место не рассчитывал. В горном марафоне из-за высоты сложнее дышать. И подъемчики гораздо сложнее. Но волонтеры поддерживают, кричат: «Давай-давай!» — или, как у нас говорится, дают пятюню. Это приятно и важно. Я здесь в первый раз. И с каждым кругом было все интереснее и интереснее.

Все, кроме льда

Для Екатерины Мигуновой из Ленинградской области тут все кажется другим. По-другому дышится. Среди женщин она первая в марафоне. Пробежала за 4 часа 20 минут.

— Я первый раз по скалам бежала. Всю дистанцию меня преследовала одна девушка — шаг в шаг. Я думала: «Нет, я не должна ей отдать последний круг, потому что я хочу эту ленту». И удалось. Хотя сам процесс мне важен больше, чем победа. Я еще успевала и видами насладиться, и с каждым волонтером поговорить.

Первый раз приехал в горы и Никита Рысак из Санкт-Петербурга. Стал первым среди мужчин, преодолев дистанцию 42 километра за 3 часа 44 минуты.

— Я готовился, конечно, бежать только по льду озера. Но здесь единственное, чего не было, — это льда (смеется). Остальное все было. Высота, асфальт, курумник, снег — непередаваемые ощущения. Пейзажи — супер: старт встретил солнечно, а финиш — по-питерски.

Погода действительно решила показать все, на что способна: незадолго до финиша солнце скрылось, подул ветер, тучи окутали горы и повалил густой снег. А на следующий день выяснилось, что часть марафонцев, которые остались ночевать на Кезеной-Ам, попали в снежный плен. Из-за обильного снегопада и бурана дорогу завалило, сейчас техника убирает снежные заносы. Спортсмены живут на турбазе. Они обеспечены бесплатным жильем и питанием, трехдневный запас которого есть на базе. На случай, если ветер сорвет газовые трубы, есть и запас топлива. Все чувствуют себя отлично.