«Об Олимпиаде пока просто не думаю». Интервью с чемпионкой мира Софией Надыршиной

Недавний чемпионат мира по сноуборду в словенской Рогле принес 17-летней Софии Надыршиной золото в слаломе и серебро – в слаломе-гиганте. «Советский спорт» взял у девушки эксклюзивное интервью.

«Об Олимпиаде пока просто не думаю». Интервью с чемпионкой мира Софией Надыршиной
© Советский спорт

«ПОРАЖЕНИЕ В ПЕРВОМ ФИНАЛЕ МЕНЯ РАЗЗАДОРИЛО»

– Когда пришло осознание, что стали чемпионкой мира? – начинаем беседу.

– Наверное, уже вечером в день финала. Когда все стали поздравлять, благодарить... Тогда поняла – у меня и правда ведь золото! – признается София. – А сразу после финиша такого ощущения не было. Конечно, были все равно какие-то эмоции, радость. Но не такие яркие.

– Когда мчишься по горе, успеваешь следить за соперницей?

– Обычно все делаешь на рефлексах. И ни на что не отвлекаешься. Не смотришь вокруг, не запоминаешь, как проходит заезд… Но в том финале я видела, что Хофмайстер ошиблась, упала, проехала мимо ворот и перестала бороться. Тогда поняла, что золото от меня не уйдет. Но, опять же, понимала умом, а не сердцем. Полноценно прочувствовать вкус победы я смогла лишь через несколько часов.

– До этого у вас было еще серебро – в слаломе-гиганте. Где вы в финале уступили немке Селине Йорг, которую затем прошли в полуфинале в обычного слалома…

– Да, получается – взяла реванш. Но это мы сейчас так рассуждаем. Когда выходишь на старт, то просто об этом не думаешь. Отключаешь голову и стараешься проехать как можно быстрее. Начнешь себя накручивать, заводить – это может закончиться плохо, – отмечает София.

– Но само то серебро как восприняли? Как «Вау, у меня медаль чемпионата мира!». Или как «Я ведь должна была выигрывать…».

– Засыпала, вроде, в неплохом настроении. Радость от награды была. Это, все-таки, мой первый такой крупный турнир, и сразу же – финал. Но на следующий день появилась спортивная злость. Я знала, что могу лучше. И давно привыкла бороться только за победы. Так что, можно сказать, то поражение от Йорг меня немного завело. Раззадорило. Правда, не знаю, насколько это помогло.

– Вы обычно здорово проводите квалификации. А в слаломе-гиганте остались только четвертой, что позволило Йорг выбрать дорожку на финал. Это как-то сказалось на результате?

– Выиграть можно по любой дорожке. Конечно, они всегда разные. Порой разница больше, иногда меньше, но сути это не меняет – выиграть можно всегда. Не готова сказать, что проиграла Селине именно из-за не той стороны трассы.

– Но, может, лучше вернуть практику с двумя попытками, чтобы соперницы были в равных условиях? А не с одной, как сейчас?

– Не думаю, нет. Мне больше нравится нынешние правила. Да, с одной попыткой у тебя нет права на ошибку. И иногда действительно может сказаться фактор более быстрой дорожки… Но так интереснее. И даже честнее. А два заезда на каждую стадию отнимают куда больше сил. Ты устаешь, выматываешься, теряешь концентрацию. Лучше пусть остается один.

«В ЭТОМ ГОДУ ЗАКАНЧИВАЮ ШКОЛУ»

– Как вы вообще попали в сноуборд?

– Я начинала заниматься горными лыжными – в родном Южном-Сахалинске. На трассу привели родители, когда мне было три года. Чуть позже пошли результаты, а еще потом мой детский тренер ушла в сноуборд – открыла отделение в местной спортшколе. До этого на Сахалине сноубордом не занимались, а тут всем сразу стало интересно. И мне в том числе. Я перешла вслед за ней. И лет с восьми стою на доске.

– Родители изначально растили будущую чемпионку?

– Нет, что вы. Вовсе нет. Они отдали меня в спорт просто для общего развития. Чтобы дома не сидела, свежим воздухом дышала. А в сноуборде и сейчас не особо-то разбираются. Конечно, им уже приходится смотреть соревнования – ведь они переживают за меня. Вникли в какие-то нюансы. Но это так, в общих чертах. О том, чтобы сделать из меня чемпионку, они тогда вовсе не думали.

– Примерно в то время, когда вы встали на лыжи, Екатерина Тудегешева в Швейцарии впервые в истории принесла нашей сборной золото ЧМ по сноуборду…

– Уверена, это тоже никак не повлияло на желание родителей сделать из меня профессиональную спортсменку, – смеется София. – Ну и я, само собой, в три года тоже вряд ли видела тот успех. Хотя за Катей следила, но уже позже, когда чуть подросла.

– Не думаете, что та ее победа в Арозе как-то подстегнула развитие нашей команды? Ведь именно в слаломных дисциплинах у нас выросло много звезд.

– Да, звезд у нас много. Но вряд ли дело в Катином золоте. Скорее, так просто совпало. Она была первой – это факт. Но это не значит, что все остальные начали одерживать победы только благодаря Тудегешевой.

– Вы по-прежнему живете на Сахалине?

– Мой дом там. Просто бываю там редко.

– Учитесь в школе?

– В этом году – 11-й класс. Выпускной. Очень сложно! – смеется Надыршина. – Конечно, учиться приходится. Правда, в основном в онлайн-режиме, но в нынешних условиях это уже не редкость и так учатся не только спортсмены. Так что учителя стали лояльнее.

– Оценки хорошие?

– Нормальные. Отличницей себя не назову, но и проблем в учебе нет. Стараюсь.

«ОТСУТСТВИЕ ЛЕДЕЧКИ – ЕЕ ПРОБЛЕМЫ»

– Не обидно, что первое золото чемпионата мира вы взяли в статусе «нейтральной спортсменки»? Без флага, без гимна страны.

– Не то, что не обидно. Просто… Ну ведь и так все знают, что я из России. Что вся наша команда – русские. Даже слово «Россия» в названии есть – просто в контексте «Федерации сноуборда». Это не так принципиально, как многие думают.

– Что играли вместо гимна на церемонии награждения?

– Знали, что хотели попросить «Катюшу», но Международная федерация наложила запрет. Так что включили обычный Олимпийский гимн. Я спокойно это воспринимаю. Повторюсь – и так все знают, кто мы и откуда.

– Сам чемпионат изначально был должен состояться в Китае. Это потом уже его разнесли по дисциплинам по всему свету, и слаломисты отправились в Роглу. Как отнеслись к такому развитию ситуации?

– Да, в целом, спокойно. В Китай бы было интересно съездить – я там ни разу не была. Но это, скорее, туристический интерес. В спортивном плане Словения подошла. Я там не раз уже выступала. По юниорам были медали, на Кубке мира в прошлом году попала в топ-10. Так что трасса знакомая, воспоминания приятные. Почему бы и нет?

– Условия погодные не подкачали?

– Парадокс – жарко было ужасно! Солнце пекло, все сгорели… А снег при этом – хороший, крепкий, плотный. Трасса не разбивалась, настолько здорово ее подготовили. В общем, никаких проблем.

– Не обидно, что Эстер Ледечка отказалась выходить на старт?

– Никто толком не понял, почему. Она была в заявке. Потом сказала, что заболела, и снялась. Но что значит «обидно»? Нет, не обидно совсем. Они и так редко приезжает на сноуборд. Все больше выступает в горных лыжах.

– Просто чешка считается суперзвездой и явным лидером. И если выиграть турнир в ее отсутствие, не возникает ощущения, что победа чуть-чуть менее ценна, потому что не обошел всех сильнейших?

– Не возникает. Вообще. То, что Эстер снялась – это исключительно ее проблемы. Почему я должна на этот счет переживать?

– Последний вопрос – до Олимпиады уже меньше года. И вы поедете в Пекин действующей чемпионкой планеты, от которой все будут ждать золота. Не давит такая ответственность?

– Я вообще об этом не думаю. Сосредоточена на текущих делах. Год – это, все-таки, долго. Так что об Играх начну думать уже в новом сезоне.