Налоговые льготы сохранят здоровье нации

Налоговые льготы и вычеты необходимо направить на развитие массового спорта, отметил доцент департамента экономической теории Финансового университета при Правительстве РФ Петр Арефьев.

Налоговые льготы сохранят здоровье нации
© ФБА "Экономика сегодня"

Медиагруппа «Патриот» и ФБА «Экономика сегодня» провели пресс-конференцию на тему налоговых льгот для бизнеса, инвестирующего в спортивную отрасль. «Коронакризис» усилил актуальность проблемы: будущее многих частных компаний поставлено под вопрос.

Здоровье нации является основой

«К инициативе таких налоговых вычетов отношусь положительно, но надо понять, что они нам дадут. Считается, что льготы можно давать любой компании, связанной со спортом, но присутствует опасение президента РФ, что их могут получить компании, которые к этому не имеют отношения. Такие казусы необходимо исключить», - констатирует Арефьев.

Есть пример тотализатора – ставки имеют отношение к спорту, но допустимы ли здесь льготы? Центральной темой является вопрос, а зачем РФ поддерживает спорт, и чего она пытается добиться за счет такой налоговой политики.

Спорт за редким исключением не приносит в РФ прибыль, профессиональные лиги основаны на государственных инвестициях и не стали сферами, приносящими экономике добавленную стоимость. Развитие профессионального спорта остается приоритетом по соображениям престижа, но мотивировать бизнес надо в направлении массового спорта, т. е. обычной физкультуры.

«Целью поддержки спорта является здоровье нации, поэтому речь идет о массовом и любительском направлении. Надо выделить то, что относится к физической культуре. Если организация строит футбольные площадки, спортзалы для сотрудников, то ей можно давать налоговые вычеты. Забота за здоровьем нации является вопросом не только системы здравоохранения, но и создания условий для поддержания его в порядке. Профилактика здоровья выйдет дешевле лечения граждан», - заключает Арефьев.

Организации, решающие такие вопросы, должны получать налоговые льготы, но нельзя все это смешивать со спортом высших достижений, которому характерны другие тенденции, вплоть до развития фан-клубов и распития пива на стадионах.

Однако и тут есть куда двигаться: профессиональный спорт является огромным рынком, активно взаимодействующим с масс-медиа, медициной, биотехнологиями, аналитикой и рядом других вещей, востребованных в реальном секторе экономике.

Здесь РФ является потребителем: мы сосредоточились на импорте западных технологий и специалистов, что постепенно превращает ведущую когда-то спортивную индустрию в мировую периферию, но эту проблему не решить одними налоговыми вычетами.

«Спортивные технологии соотносятся с налоговой поддержкой, но это косвенная тема. Льготы можно давать компаниям, развивающим спортивные технологиям, но не тем, которые покупают какого-нибудь Зидана. Хочешь покупать дорогих легионеров, то флаг в руки, но не стоит подводить под это налоговую тематику», - резюмирует Арефьев.

Профессиональный спорт должен зарабатывать

РФ сделала многомиллионные вложения в командный профессиональный спорт, но за редким исключением не создала стабильных клубов мирового или европейского уровня. Деньги как правило уходят в никуда, на покупку большого числа легионеров.

Мы так и не научились продавать собственные соревнования: это характерно даже для 2010-2014 годов, когда наши футбольные и хоккейные чемпионаты вышли на лидирующие позиции. РФ не смогла вывести спорт как продукт на мировой рынок, а сегодня уровень упал из-за общего снижения финансовых потоков в экономике, а также из-за того, что конкуренты ушли далеко вперед.

Недавно провалился проект футбольной «Суперлиги», где должны были сыграть собранные не по спортивному принципу 20 сильнейших команд Европы. Целью турнира являлось увеличение прибыли за счет телеправ и рекламы за счет большого числа топ-матчей.

Российских представителей туда не пригласили, хотя такое участие сделало бы отечественный футбол продаваемым.

«Участие в таких проектах могло бы принести прибыль в РФ, мы могли бы их поддержать при неразорванных отношения с Западом. Такой шаг мог бы принести, во-первых, престиж, а во-вторых, приток финансовых ресурсов за счет увеличения налогооблагаемой базы. Даже налоговые вычеты на развитие привели бы к увеличению добавленной стоимости», - констатирует Арефьев.

Только если в 2013 году тому же «Зениту» могли бы это предложить, то в 2021 году такое кажется маловероятным.