Никита Нагорный: коронавирус сыграл на руку при разучивании именного элемента
Двукратный чемпион Европы 2021 года по спортивной гимнастике Никита Нагорный в беседе с корреспондентом ТАСС подвел итоги рекордного для себя турнира и рассказал, почему было особенно сложно на него настраиваться.
— Как вы оцениваете для себя и команды этот чемпионат Европы?
— В заключительный день турнира мне не удалось реализовать то, что я хотел. К сожалению, были грубые ошибки и падения. Поначалу казалось, что последние неудачи смазали в целом успешный для меня чемпионат Европы. Но когда в заключительном виде, на перекладине, победил мой товарищ по команде Давид Белявский, мы начали кричать ему с трибун. Мы победили в командном зачете, так что впечатления от выступления только положительные.
Я еще подумал тогда, что наглеть мне не стоит. Этот чемпионат Европы стал для меня рекордным по количеству медалей — две золотые и две серебряные. Я сумел добиться такого результата, не выступая перед этим на соревнованиях почти полтора года. Мне пришлось пропустить из-за болезни мартовский чемпионат России. А здесь сумел собраться, выйти и достойно выступить.
— Чемпионат Европы поможет лучше подготовиться к Олимпийским играм?
— Мысли об Олимпийских играх всегда в моей голове. Любой старт, будь даже он за год или два Олимпиады, является для нас подготовительным. Хотя какого-то огромного напряжения нет. Может быть, это связано с тем, что Игры уже переносили. Но определенный ажиотаж, конечно, присутствует. Перед Олимпийскими играми 2016 года чемпионат Европы также проходил в Швейцарии, в Берне. Я вспоминал тот турнир, после которого мы достойно выступили в Рио-де-Жанейро. Очень хочется верить, что та история повторится.
— Как оцениваете свою готовность на данный момент?
— Полноценной мою подготовку к чемпионату Европы назвать однозначно нельзя. Все-таки, я пропустил чемпионат России, который является важнейшим стартом. Ехал в Базель вообще без соревновательной подготовки. Физически и морально, конечно, получилось настроиться. Но соревновательной практики мне в итоге и не хватило здесь.
Первые дни в Базеле ходил и переживал, остался ли у меня соревновательный опыт или за предыдущие полтора года я его растерял. Пришлось себя дополнительно морально настраивать. Но когда начались соревнования, стало понятно, что ничего не утрачено.
Перед Олимпийскими играми у нас еще будет кубок страны. Внутрироссийские соревнования тоже очень важны. На них мы имеем возможность в спокойной обстановке, не тратя нервов, выйти и опробовать всю программу, с которой планируем ехать выступать на международных соревнованиях.
— Сейчас будет отдых?
— Да, у нас есть две недели, когда будет возможность отдохнуть и побыть вместе со своими родными. Появляется время решить некоторые незавершенные дела. А потом уже настраиваемся на полноценную подготовку к Олимпийским играм в Токио. Я говорю об этом сейчас, и у меня уже поднимается волнение.
— Насколько сложно было выступать на этом турнире без Артура Далалояна, получившего травму перед самым отлетом в Швейцарию?
— Действительно, мне было очень непривычно. Последние годы мы всегда вместе проходили квалификации многоборья, личные и командные соревнования. Но в Базеле рядом со мной был Давид Белявский, поэтому я не был в одиночестве. А когда ты понимаешь это, то выступать на соревнованиях куда легче. Но все равно всей команде было сложно без Артура. Мы давно превратились в единый механизм, и когда выбывает из строя какой-то один составной элемент, то всем остальным становится непросто. Мы надеемся на лучшее и верим, что уже к следующему старту Артур вернется в команду.
— Далалоян был на связи с командой во время турнира?
— Да, конечно. Мы с ним переписывались, он желал нам удачи. Благодаря социальным сетям, мы оставались и на чемпионате Европы одной командой.
— Будут ли после чемпионата Европы внесены какие-то корректировки в подготовку к Олимпийским играм?
— В принципе, никаких изменений мы не планируем. Единственное, нужно повнимательней относиться к своему здоровью, чтобы не получилось, как перед чемпионатом России, когда из-за ангины мне пришлось отказаться от выступлений. Но и с коронавирусом мне тоже нужно быть поаккуратнее.
— В ноябре Вам довелось выступить на выставочном турнире в Японии. Где ковидные ограничения оказались жестче: в Токио или сейчас в Базеле?
— В Японии все было куда строже. Там у нас был жесткий контроль, запрещалось вообще куда-либо выходить. Мы могли передвигаться по отелю только по специально организованному для нас чистому коридору, проходили каждое утро тестирование. Да и летели в Токио чартером, а в Швейцарию мы отправились регулярным авиарейсом. В той же японской гостинице мы не могли ни с кем контактировать, команды питались все по отдельности. В Базеле мы со всеми общались, здоровались, ели вместе. Единственное, мы должны были быть в масках. Сейчас нам разрешали гулять по улицам, мы могли пройтись пешком и отдохнуть. Даже в магазин потом стали разрешать ходить по одному.
— Из Базеля вы вернулись не только с четырьмя медалями, но и с именным элементом — тройным сальто назад согнувшись…
— По ходу тренировочного процесса мы поняли, что можно попробовать что-то новое. Правда, сначала мы думали над другим элементом — тройным сальто с винтом. Но он более технически сложен, и я как-то плавно перешел на тот, который исполняю сейчас. Я сделал его сразу. Не скажу, что этот элемент очень опасный, он рисковый. Но при его выполнении нельзя ошибаться. Если у тебя есть какие-то сомнения, то лучше и не пытаться это сделать. В какой-то степени мне на руку был ковид, перенесший Олимпиаду на год. Иначе я навряд ли успел бы до Токио. Впервые попробовал этот элемент еще до ноябрьского турнира в Токио и хотел в Японии еще его исполнить. Но там не было судьи, который имел право дать имя этому элементу. Поэтому мы решили держать его в тайне до чемпионата Европы, и только в Базеле раскрыли все карты.
— Одна из немецких спортсменок выступала в Базеле не в купальнике, а в закрытом гимнастическом комбинезоне, чтобы привлечь внимание к проблеме сексуализации образа женщин в спорте. Ваше отношение к этому?
— Я не видел этого. Не отвлекался ни на что, думал только о своих выступлениях. Но каждый имеет право выразить свое мнение. Не вижу проблемы.
Беседовал Альберт Стародубцев