Войти в почту

За свободой – в походы

За свободой – в походы

За свободой – в походы
© ИА «Сусанин»

Анна Торховажурналист 10 июня 2021

В суету городов и в потоки машинВозвращаемся мы — просто некуда деться!И спускаемся вниз с покоренных вершин,Оставляя в горах, оставляя в горах свое сердце. (Владимир Высоцкий)

Этот спорт не мелькает на телеэкранах, но тех, кто его любит, немало. Несколько часов тяжелого похода, а вечером — окутывающая усталость, горячий чай и крепкий сон в палатке, чтобы завтра вновь отправиться в нелегкий путь. Туризм.

Валерий Попов Директор клуба «ВездеХод»

Директор клуба «ВездеХод» в Воткинске, руководитель команд, завоевавших кубки Чемпионатов России и Чемпионата мира по спортивному туризму Валерий Попов не понаслышке знает, как непредсказуемы могут быть горы. Благодаря команде из Удмуртии на туристических картах теперь можно найти пик Калашникова и даже перевал, названный первым симфоническим произведением Петра Чайковского — «Зимние грезы».

Девиз «Один за всех и все за одного» — это про туризм. Ему присущ коллективизм и готовность всегда помочь своему товарищу. Здесь неприемлема фраза: «Я чемпион», ведь без любого члена команды результат становится недостижимым.

“ В западных странах больше популярен альпинизм, где каждый сам за себя. Эти случаи, когда на том же Эвересте человек лежит, умирает, а через него перешагивают и идут дальше — они нормальны там, но совершенно ненормальны для нашего человека. Валерий Попов

Решив заняться горным туризмом, нужно помнить правило, которым руководствуются профессиональные спортсмены: помогая команде, ты помогаешь себе, помогая себе — ты работаешь на команду.Знакомство с этим спортом лучше начинать через опытных людей. Любая ошибка может стать последней, а потому первая заповедь — это научиться жить и выживать в природной среде. Новичкам стоит понимать, что вхождение в этот спорт как профессионала очень затратно, немалые средства уйдут на одежду и снаряжение.

Команда из Удмуртии активно развивает горный и лыжный туризм, но любители могут начать с пешеходного. Походы зачастую манят несведущих своей романтикой, красотами природы, свежим воздухом и тишиной. Вот только вся романтика остается на первых уровнях — 1 и 2 категориях. С «четверки» начинается тяжелый спорт, который испытывает человека не только на физическую выносливость, но и психологическую устойчивость. «Я видел случаи, когда человек, увидев издали гору, ложился в палатку и у него поднималась температура. Психологически не выдерживает человек. Мы не привыкли здесь находиться в таких пространствах», — добавил Валерий Попов.

*выделяются 6 категорий сложности походов в зависимости от протяженности, продолжительности по дням и технических трудностей.

Готовность к новым высотам и тяжелым тропежкам вырабатываются на первых уровнях. И родниковый край для этого вполне пригоден.

“ В туризме перечислены регионы, в которых можно ходить до определенных категорий сложности. Допустим, лыжные походы в Удмуртии — это до «двойки», высшая — это шесть. Валерий Попов

На самом деле походы по Удмуртии не так просты, как может показаться на первый взгляд. Новичков поджидает и глубокий снег, и бурелом в лесах, и большие открытые пространства, но большой плюс — можно всегда выйти с маршрута: почти везде ловит связь и есть дороги.

В таком суровом спорте можно встретить не только мужчин. Тренируются для восхождения и девушки. Наравне с сильным полом, они несут на своих плечах тяжелые рюкзаки. Поговорка, пришедшая от английских моряков.

“ Женщина на корабле — к беде», в горах теряет силу. Уместнее сказать, что женщина — это талисман в походе. «У них очень развит инстинкт самосохранения. Если женщина скажет: вот тут вставать не надо — не надо там вставать. Туда потом или камни упадут, или еще что-то случится. Видимо, это связано с деторождением. Женщина в природе — это мать, и этот инстинкт у нее развит удивительно. Валерий Попов

Будьте готовы к тому, что, находясь один на один с природой, невольно можно почувствовать страх. Современный человек отвык от полной тишины, которую не тревожат шумные улицы. «Сколько людей гибнет на дорогах. В природе может быть первый раз необычно, дальше ты привыкаешь к тому, что ты там защищен. Во-вторых, там необыкновенное чувство свободы, это ничем не выжечь потом уже из себя, ты всегда хочешь быть свободным», — подчеркнул рассказчик.На пути спортсменов встречаются волчьи тропы, лисьи, заячьи, рысьи следы. Оружие в поход команда не берет, но на всякий случай имеет при себе шумовой патрон, чтобы отпугнуть животное. К счастью, пользоваться им не приходилось. По словам Валерия Попова, хищники боятся людей и не станут подходить к человеку. «По теории, медведь в лесу чувствует человека за 12 км, ты заходишь в лес, если он тут есть, он тебя уже «посчитал», — пояснил он.

По выносливости этот вид спорта не сравним ни с одним другим, говорит рассказчик. В горном туризме иногда на себе приходится нести до 40 кг. Рабочий рюкзак, с которым комфортно идти, должен быть около 32. Кстати, в простых походах группу сопровождает верная спутница — гитара. «Природе, горе все равно, кто ты, мастер спорта или «чайник». Вот ты здесь и сейчас соответствуешь или нет. Это настоящее дает возможность почувствовать себя сильным или слабым, копить силу, способность уметь выживать и договариваться с силой природы», — добавил Валерий Попов.

Команда из Удмуртии оставила свой след в Хибинах, в Забайкалье, на Кавказе, в средней Азии на высотах Памира и Тянь-Шаня. Конечно, без внимания не остался Урал — южный, средний, северный и приполярный.

“ Лыжный туризм — это, в основном, территория нашей страны, потому что вся система Саян, Прибайкалья, Забайкалья — огромные площади, которые не переходить, я еще не говорю про Чукотку, которая вообще труднодоступна для нас, Якутия — отдельная страна для лыжных походов, суровая, опасная, Плато Путорана, Ямал, Гыдан — это всё территории для походов. Валерий Попов

Могут ли горы заставить человека поверить в чудо или стать верующим? Однозначно — да.

“ В 2009 году мы с супругой поднимались на Хан-Тенгри, Северный Иныльчек — одно из самых труднодоступных мест постоветского пространства. Нам говорили: ребята, если вы не перевалите через высоту, она достигала 6 120 метров, то назад вам спускаться некуда, пути отступления нет. Мы верили, что все получится. Наше снаряжение, жумар, оно проскальзывало на обледенелых веревках. Я своей супруге говорю: вернемся домой, обязательно купим два «петцелевских» жумара. Поднявшись на седловину, на высоте около 5800 метров, на снежном балконе из снега торчала вешка. Подумали, наверное, там или продукты лежат, или газ. Я подлажу, начинаю откапывать — там палатка. По нервам это бьет. Обычно если в таких местах закопана палатка, то почти наверняка там труп. Откопал вход, приоткрыл, там никого нет, а прямо передо мной лежат два «петцелевских» жумара. Валерий Попов

*жумар — элемент снаряжения, зажим для подъема по веревке.

Чудеса поджидали путников и дальше. Впереди открывалась печально известная местность с говорящим названием «Мышеловка» или «Бутылка». Узкий, опасный участок, задерживаться на котором попросту нельзя. Если с ближайшего пика Чапаева начинает сходить снег — живым оттуда не выбраться. Массы собирают всё на своем пути и уносят в воронку.

“ На спуске после этого, я тогда еще ногу обморозил, шел вниз, ногу больно, рюкзак за собой волок. Ледник был закрыт снегом, трещин под ним не видно. В обычном состоянии я их чувствую, а в таком состоянии я уже ничего не чувствовал, и провалился в трещину. Зарубился ледорубом, выбрался. Через дырку видно, метров 30 падать. В стороне снежный мост, я буквально на 2 метра ошибся. Чтобы дальше спускаться — нужна веревка, связку сделать альпинистскую, если первый проваливается, то второй его задерживает. Местность проходить надо быстро, в любой момент может полететь, спасения нет. Там, наверное, уже кладбище целое лежит. Веревки у нас нет, я говорю супруге: нам нужна веревка, сейчас. Я прошел несколько метров, на выносе лавинном стоял ледоруб и на нем висела веревка 15 метров. Мы ею связались и, подстраховывая друг друга, вышли с места. Я не мог понять, как там мог оказаться ледоруб с веревкой. Если бы это принес человек, были бы видны следы, если следы занесло лавиной, то тогда она снесла бы и этот ледоруб. Ощущение, что это сверху упало и воткнулось. Это не чудо? Валерий Попов

Природа непредсказуема, ее силы и характер неподвластны ни одному живому существу на Земле. Собираясь в путь, нельзя об этом забывать. Резкое потепление и резкое похолодание в горах одинаково опасны. Встречный или попутный ветер будет сопровождать сегодня в пути — решит только она.

“ По Кодару нас МЧС предупреждали, что за год до нас группа из Челябинска зашла туда, начала подниматься на перевал и резко ударил мороз -50, и что самое опасное — у них был встречный ветер. Группа обморозилась так, что они не могли на спутниковом телефоне набрать номер МЧС.У нас была похожая ситуация перед перевалом Надежды. Зона была без леса, дров нет. Сложность в чем: продуктов оставалось на день. Надо было идти около 20 км через перевал за хребтом. Мороз был -35 градусов. Все мои молитвы были направлены на одно — чтобы ветер был попутный. Утром ветер дул в спину, поэтому мы в тот день перешли через перевал. Обычно там закладывают записку — мы снимаем записку предыдущей группы и кладем свою, что мы сюда зашли тогда-то, такая-то группа, состояние команды, шли оттуда – туда — все это описывается. Пишется карандашом, ручка в мороз бесполезна. Мы писали по очереди всей группой минут 20. Снимаешь рукавицу, пишешь «группа», все, рука онемела. Чтобы не отморозить, отдаешь следующему, идешь отогреваться. Следующий пишет «туристов», отдает, следующий — «Удмуртии». И ты смотришь, какое же мне слово достанется. После того случая записку я готовлю еще дома. Нам тогда очень повезло, ветер был в спину. Пережидать, когда изменится роза ветров нам не позволял запас продуктов, в противном случае мы бы просто сидели и ждали, чтобы ветер был попутным.Слово «повезло» у меня после каждого похода. 20 лет уже так везет. Валерий Попов