«Спасибо прессе за образ мерзкого типа» Главный критик российских фигуристов о системе Тутберидзе и недостатках ее учениц

Американский журналист Дэвид Лиз в последние годы приобрел репутацию одного из главных хейтеров российского фигурного катания. Вместе с другим обозревателем Джонатаном Бейером он записывает аналитические видео и публикует их на YouTube-канале The Skating Lesson. В совместных эфирах журналисты критикуют методы Этери Тутберидзе, подмечают слабости российских чемпионок, рассуждают о предвзятости судей и строят прогнозы на основные старты сезона. Хотя интересы их не ограничиваются только сборной России, именно в ее адрес звучит большая часть самых резких высказываний. «Лента.ру» связалась с Дэвидом Лизом и предложила объяснить наиболее провокационные заявления. Он рассказал о своих претензиях к тренерскому штабу Тутберидзе и недостатках Евгении Медведевой и Алины Загитовой, поделился мнением о перспективах Камилы Валиевой и будущем Алены Косторной, объяснил упадок американского фигурного катания, а также дал оценку образу, который сложился вокруг его имени в России.

«Спасибо прессе за образ мерзкого типа» Главный критик российских фигуристов о системе Тутберидзе и недостатках ее учениц
© Lenta.ru

«Группе Тутберидзе сходят с рук лишенные воображения программы»

«Лента.ру»: Кто из действующих фигуристок — ваша любимая? И почему?

Дэвид Лиз: Я занимаюсь анализом того, что происходит в фигурном катании, так что у меня нет любимых спортсменов. Есть фигуристы, которые более интересны, чем остальные. Это сильные личности, например, Евгения Медведева или Алена Косторная. А есть те, кто мастерски сочетает в себе как художественную, так и техническую стороны спорта. Программы Вакабы Хигучи (японка, серебряная призерка чемпионата мира 2018 года — прим. «Ленты.ру») сейчас построены на наилучшем соотношении прыжков, хореографии и музыкальности.

Что касается сильнейших российских девушек, то за каждой из них любопытно наблюдать. Камила Валиева — фаворитка в этом сезоне. Она прыгает четверные на большой высоте и далеко пролетает. У нее великолепная растяжка.

Они, конечно, не на уровне той великолепной короткой, которую Валиева катала, когда выиграла юниорский чемпионат мира (речь идет о программе «Девочка на шаре», которую спортсменка исполняла в сезонах-2018/2019 и 2019/2020. Постановка заслужила одобрение внучки Пабло Пикассо Дианы, которая даже пригласила Камилу посетить музей художника в Париже — прим. «Ленты.ру»).

Камила Валиева. Фото: Evgenia Novozhenina / Reuters

Александра Трусова обладает сильным характером и нацелена на победу. Она будет прыгать тот максимум, который позволит ее тело. Ее способности связаны с технической стороной спорта. Компоненты у нее довольно слабы, но музыка, которую ей выбрали в этом году, идеально подходит для ее стиля катания.

Железная воля, интеллект и изящество Анны Щербаковой делают ее спортсменкой, способной достичь большего, что кажется возможным по логике вещей. Ее техника не всегда лучшая, но способность во время соревнований достигать большего, чем на тренировках, достойна восхищения.

Елизавета Туктамышева обладает великолепным атлетизмом, настойчивостью и чувством юмора. Весь мир по-настоящему оценил ее любовь к спорту.

Как вы объясняете себе феномен группы Тутберидзе? Или, может быть, думаете, что никакого феномена нет?

Этери Тутберидзе — невероятно умный, организованный и целеустремленный тренер. Я с большим интересом следил за ней с сезона-2011/2012, когда соревновались Полина Шелепень и Юлия Липницкая. Я видел, как Шелепень каталась до этого, и понимал, что Этери обладает уникальным взглядом на фигурное катание. Я смотрел также выступления юной Медведевой на YouTube.

Вообще, совместные тренировки талантливых спортсменов не редкость, однако только талантливые тренеры могут понять, как заниматься со столькими учениками одновременно и разработать целую систему.

В этом смысле технический помощник Тутберидзе, Сергей Дудаков, чрезвычайно ценен. Хореография и музыкальность спортсменов группы всегда были очень слабыми, но оценка за компоненты все чаще выставляется в зависимости от репутации и опирается на техническую составляющую.

Есть видео, которое показывает, что программы Медведевой на чемпионатах мира 2016 и 2017 годов были почти одинаковыми. Изменились только некоторые движения рук и выражение лица (видео опубликовано на YouTube-канале Skating Analysis — прим. «Ленты.ру»).

Когда спортсменов в группе достаточно, появление жесткой конкуренции — никакое не волшебство. Однако каждому спортсмену требуется достаточно внимания, чтобы добиться успеха. Мы видели, как это делали многие тренеры. Бела и Марта Каройи одновременно тренировали шесть лучших гимнасток в Соединенных Штатах (супруги Каройи воспитали девять олимпийских чемпионок по спортивной гимнастике; они славились жесткой манерой работы — прим. «Ленты.ру»). В их школе при этом было больше гимнасток, и они работали с ассистентами и заменяли основных девочек, когда те получали травмы. Это очень похоже на команду Тутберидзе.

Галина Змиевская (советский и украинский тренер по фигурному катанию; воспитала олимпийского чемпиона-1992 Виктора Петренко, чемпиона мира среди юниоров-1986 Владимира Петренко, чемпиона Европы-1996 Вячеслава Загороднюка и других — прим. «Ленты.ру») в 1980-е и начале 1990-х годов тренировала несколько выдающихся одиночников одновременно, так что система Тутберидзе не уникальна. Змиевская была главным тренером, как и Тутберидзе. Валентин Николаев был помощником тренера, как Сергей Дудаков. Также был хореограф — как Даниил Глейхенгауз.

Однако ученики Змиевской регулярно занимались балетом, и это проявилось в их утонченности на льду. Я не понимаю, что в команде Тутберидзе делает [хореограф] Алексей Железняков. Видно, что фигуристам этой группы не хватает растяжки — за исключением Валиевой, так как ее способности, несомненно, даны богом.

Что должны, по-вашему, делать тренеры и спортсмены в других странах, чтобы конкурировать с россиянками?

В российской системе так много фигуристок, что сделать с этим что-то будет очень трудно. В США была похожая ситуация до введения Международной системы судейства (это произошло в 2004 году — прим. «Ленты.ру»). В то время США обладали огромной мощью, финансовым влиянием и успехом. Колоссальной ошибкой со стороны национальной федерации было не организовать противодействие системе судейства. Это сильно повлияло на американок, которые специализировались на артистической стороне фигурного катания. Кроме того, почти одновременный уход из спорта [серебряного призера ОИ-1998 и бронзового — ОИ-2002] Мишель Кван, [серебряного призера ОИ-2006] Саши Коэн, [олимпийской чемпионки-2002] Сары Хьюз и ряда других титулованных фигуристок положил конец потоку талантов. Следующее поколение оказалось не таким глубоким и подготовленным.

Тренерский состав в США также не был пополнен. Великим тренерам не нашлось равноценной замены. По мере того как телевизионные рейтинги падали, а аудитория сужалась, спорт приходил в упадок. Просто не хватает цифр, чтобы создать достаточную конкуренцию.

Японки и кореянки наиболее подготовлены к тому, чтобы бросить вызов России. У первых — отличные прыжки, хореография и тройные аксели. Правда, они не прыгают четверные. Вторые обладают большей глубиной, хотя им и не хватает индивидуальности. Если корейцы обучат своих фигуристок четверным тулупам, это сделает международные соревнования более интересными. В исполнении каскадов тройной лутц — тройной тулуп кореянки значительно превосходят всех в мире, но, пока они не исполняют квады, это не имеет большого значения.

В России наиболее интересно наблюдать за тем, сможет ли Евгений Плющенко конкурировать с Тутберидзе. Его юниоры обладают лучшей техникой прыжков, чем ученики Тутберидзе, но им еще предстоит обрести красивую «обертку» и овладеть правилами игры. Яна Рудковская может предложить фигуристам большой финансовый успех, и это, возможно, помешает им перейти в «Самбо-70» (речь о спонсорских контрактах, которые получает большинство фигуристов академии Плющенко — прим. «Ленты.ру»).

Медведева достигла пика на чемпионате России 2017 года и была тенью самой себя на Олимпийских играх в Пхенчхане. С каждым сантиметром роста фигуристки Тутберидзе слабеют. Достаточно взглянуть на Липницкую, Медведеву, Загитову и Щербакову, чтобы понять, насколько опасно 18-летие для спортсменок этой группы.

Неудивительно, что Плющенко поддерживает повышение возрастного ценза (в декабре 2021-го Плющенко выступил за долголетие в спорте, заметив, что вопрос возрастного ценза будет обсуждаться руководством — прим. «Ленты.ру»). Его техника — от Алексея Мишина, который умеет работать с фигуристами постарше. Вот почему к нему пришла Каролина Костнер (у Мишина итальянка, на тот момент уже пятикратная чемпионка Европы и бронзовый призер ОИ в Сочи, начала тренироваться в 2016 году, когда ей было 29 лет; на чемпионате Европы-2017 она выиграла бронзу — прим. «Ленты.ру»).

Кого бы вы хотели видеть главным конкурентом для россиянок? Рику Кихиру, когда она вылечит травму? Или кого-то другого?

Каори Сакамото и Вакаба Хигучи в настоящее время кажутся главными конкурентками для русских. Они обладают хорошей скоростью и прыгают с большей высотой и силой. Самая большая слабость Сакамото — отсутствие тройного акселя и четверных прыжков. Хигучи нужно контролировать нервы и стабильно делать тройной аксель в короткой программе и два этих прыжка в произвольной программе.

Кто должен стать чемпионкой пекинской Олимпиады в женских соревнованиях?

Я хотел бы, чтобы фигуристки, которые показывают лучшие результаты, были оценены справедливо, чтобы распределение мест отражало фактические выступления на льду. В субъективных видах спорта так бывает не всегда.

«Заплатил бы, чтобы посмотреть выступление Косторной в "Ледниковом периоде"»

Вы не раз говорили о некоем «бонусе Этери». Вы действительно верите в его существование? 

Да.

Из ваших заявлений следует, что существует настоящий мировой заговор и все судьи поддерживают Тутберидзе. Как это произошло, на ваш взгляд?

Посмотрите показательные выступления Медведевой и Загитовой на чемпионате России в конце декабря. Программы без сложных прыжков позволяют оценить истинное качество катания и компоненты. Потом посмотрите недавние прокаты [японки, серебряного призера ОИ-2010] Мао Асады, Костнер или даже Кван, катающейся на роликах на парковке.

А теперь скажите мне, у кого есть настоящие навыки катания на коньках и умение интерпретировать музыку, а кто — просто робот, чья способность кататься заключается в пантомиме и вращениях, разработанных для девочек предпубертатного возраста. Удручающе наблюдать такое истощение у девушек, которые должны выступать со страстью. [Американка, чемпионка ОИ-1992] Кристи Ямагучи совершенствовала катание и прыгала все свои тройные, пока ей не исполнилось 30 лет. А ученицы Тутберидзе просрочены, они будто прокисшее молоко уже к 20 годам.

Косторная, которой сейчас 18 лет, пообещала остаться в спорте еще на четыре года. По вашей риторике понятно, что вы и в нее не верите.

Косторная была одной из самых интересных фигуристок вообще. Она тренировалась в школе Елены Чайковской под руководством Елены Жгун, поэтому у нее были такие превосходные навыки катания и базовая техника. К сожалению, от техники Чайковской она перешла к технике Дудакова, потом — к технике Мишина и вновь вернулась к Дудакову (речь о переходе Косторной от Тутберидзе к Плющенко и обратно — прим. «Ленты.ру»).

Травмы и личное взяли свое. Если вы понаблюдаете за тем, как она выступала в 2020 году, а затем посмотрите ее прокаты на прошедшем Гран-при, то увидите, что ее катание, гибкость, тройной аксель и даже тройной лутц значительно ухудшились. Даже волшебный блеск в ее глазах исчез. Она уже не так интересна как исполнительница. 

Ее разногласия с тренерами тоже сыграли свою роль. Видели, как Глейхенгауз негативно отзывался о ней этой осенью, прежде чем отправился на Первый канал, чтобы устранить последствия от неприятных заметок в прессе (8 ноября 2021-го Глейхенгауз в интервью ТАСС заявил, что малое количество прокатов на тренировках мешают Косторной достигать максимума на соревнованиях. 12 ноября в эфире Первого канала хореограф заметил, что спортсменка хорошо работает и вопросов к ней нет — прим. «Ленты.ру»). 

С подающими надежды юниорками с несколькими квадами ей будет слишком сложно бороться. Она мало что может сделать против Софьи Акатьевой, Аделии Петросян, Вероники Жилиной, Анастасии Зининой и Софьи Муравьевой. Это спорт для молодых девушек, и Косторная может сказать спасибо своему тренеру Этери Тутберидзе за то, что та ускорила его развитие ценой спортивного долголетия учениц.

«Программы Глейхенгауза напоминают мне фастфуд»

Какая программа у россиянок в этом сезоне вам нравится больше всего? 

Произвольная программа Туктамышевой — самая зрелищная. У Валиевой лучшее катание в целом, но я видел много программ под «Болеро», которые были более тонкими, сложными и интересными. Я бы хотел, чтобы Валиева вернулась к «Девочке на шаре». Это была отличная программа. 

А какая не нравится совсем?

Большинство программ Глейхенгауза напоминают мне фастфуд.

Объясните подробнее свои претензии к Глейхенгаузу.

Постановки Даниила слабо связаны с идеей музыки и часто одинаковы от фигуриста к фигуристу. Он склонен выбирать лирические композиции, пустые и относительно бессмысленные. В них мало эмоций и не хватает истории. Он не ставит «Лебединое озеро» или Рахманинова, не берет классические произведения. (Это не совсем так: например, Глейхенгауз является постановщиком произвольной программы Валиевой под «Болеро» Мориса Равеля. Стереотип о хореографе появился из-за того, что он часто использует в работе современные версии классических композиций. Так, на Олимпиаде в Пхенчхане Загитова выступала в образе Черного лебедя, но каталась не под Чайковского, а под саундтрек к одноименному фильму, написанный британским музыкантом Клинтом Мэнселлом, — прим. «Ленты.ру».) Вместо этого музыка в его программах напоминает ту, что можно услышать во время шопинга в Nordstrom (крупная торговая сеть в США — прим. «Ленты.ру») или в лифте.

Сегодня мой тренер включил «Шторм» — музыку Валиевой из прошлого сезона. А другой тренер сказал: «Это не шторм. Это моросящий дождь» (написал эту композицию канадский фигурист, олимпийский чемпион 2018 года Эрик Рэдфорд — прим. «Ленты.ру»).

«Отъезд дочери Тутберидзе в США — важное событие»

Анастасия Мишина и Александр Галлямов или Александра Бойкова и Дмитрий Козловский? Или китайцы Суй Вэньцзин и Хань Конг? Почему?

Суй и Хань — величайшие фигуристы в мире. Хотя и приходится креститься, когда они делают параллельные прыжки.

Россия проявила себя блестяще, когда продавливала правило о снижении базовой стоимости четверных выбросов и подкруток. [Канадцы, дважды призеры ОИ и чемпионы 2018 года в команде] Меган Дюамель и Эрик Рэдфорд выполняли эти элементы, в то время как пары Нины Мозер не смогли их выучить и сказали, что они слишком опасны. Больше всего от снижения стоимости пострадали именно Суй и Хань. Они владеют этими элементами и могли бы доминировать на мировом уровне.

Тамара Москвина — один из самых умных тренеров всех времен. Мне очень нравится наблюдать за тем, как она проходит через разные эпохи и продолжает создавать качественные команды, достигающие пика в нужное время. Я думаю, ее пары ждет успех на предстоящих Олимпийских играх.

А Виктория Синицина и Никита Кацалапов и Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон — равные по силе дуэты, по-вашему?

Нет. Пападакис и Сизерон намного сильнее. К сожалению, их произвольный танец в этом сезоне не соответствует их обычному блеску. Меня он не интересует.

А у Синициной и Кацалапова никогда не было интересного произвольного танца. Их программы похожи на раскраску по номерам — как дети, которые притворяются великими художниками, следуют заданному шаблону. То, как нарезана музыка в их произвольном танце, — просто отвратительно. Их ритм-танец также тусклый. Дуэт Кацалапова с Еленой Ильиных был гораздо более интересным и запоминающимся.

Не могу не спросить о дочери Тутберидзе Диане Дэвис, выступающей в дуэте с Глебом Смолкиным. Почему в начале сезона вы были так уверены, что она поедет на Олимпиаду в Пекин?

Меня заинтриговало, когда Тутберидзе отправила их в США работать с Игорем Шпильбандом. Я читал комментарии на своем YouTube-канале и знаю реакцию российской прессы на отъезд Медведевой в Канаду в свое время, так что понимаю, насколько отъезд Дэвис и Смолкина — важное событие.

Мне понятно, почему Тутберидзе выбрала именно такой путь. Шпильбанд — очень компетентный и умный тренер, у него прекрасные отношения с судьями по всему миру. На протяжении многих лет ему удавалось творить политическую магию. Он относительно сильный технический тренер, специализирующийся на поддержках.

Игорь также умеет соединить мощного физически фигуриста с очень хрупкой партнершей, чья сила, как правило, заключается во внешности и харизме. Он использовал эту формулу с большим успехом с [серебряными призерами ОИ-2006] Танит Белбин и Бенджамином Агосто, [призерами чемпионатов мира-2015 и 2016] Мэдисон Чок и Эваном Бейтсом, [чемпионами мира среди юниоров] Эйвонли Нгуен и Вадимом Колесником. Дэвис и Смолкин вписываются в этот ряд, разве что Диана — не такая харизматичная и музыкальная, как Белбин, Чок или Нгуен.

Выступления Дэвис и Смолкина не сильно изменились, а оценка — безусловно, да. Реакция на их рост была забавной. Я не сомневаюсь, что однажды они станут медалистами на чемпионате мира. И я уверен, что все отреагируют на это смесью ужаса, возмущения и отвращения — точно так же, как зрители на чемпионате России.

Кто сейчас ваш фаворит в мужском катании?

[Японец, двукратный олимпийский чемпион] Юдзуру Ханю и [американец, трехкратный чемпион мира] Нэйтан Чен готовы бороться за золотую медаль Игр. Я очень хотел бы, чтобы Михаил Коляда сменил тренера несколькими годами ранее. Его технические способности на несколько световых лет опережают его способность соревноваться. Он может быть лучшим, но не осознает, что может конкурировать.

У [японца] Кадзуки Томоно в этом сезоне блестящие программы. В будущем ему нужны более сложные четверные прыжки. 

«Любой пиар — хороший пиар»

В последнее время вы приобрели репутацию одного из главных критиков российского фигурного катания. Иногда ваши высказывания звучат как провокация и часто объясняются завистью к успехам наших спортсменов. Что вы можете сказать на это?

Мне всегда нравится, как пропагандистское издание может взять одну фразу из полуторачасовой программы и изобразить меня врагом или главным критиком за клики на веб-сайте.

Ни для кого не секрет, что я обожаю этот вид спорта и сам катаюсь пять-шесть дней в неделю. Я работаю с командой экспертов, которые тренируют меня в течение всего года: Галина Змиевская, Виктор Петренко, Игорь Луканин, Роман Серов, Нина Петренко и Кристен Фрейзер. Она единственная не выходец из советской страны — блондинка из Калифорнии, которая, правда, представляла Азербайджан. Моя массажистка из Латвии, а мой инструктор по пилатесу — бывшая танцовщица русского народного стиля. Я трачу тысячи долларов в месяц и выбираю лучших тренеров, которых можно нанять.

Скажите, кто не проводит исследования? И кто вырывает слова из контекста, хотя я всего лишь скучаю по великолепной технике, влиянию на спорт балета и истинному мастерству? 

Тутберидзе рассказала, что будет считать Олимпиаду в Пекине успешной только в том случае, если ее спортсменки завоюют все три медали. Думаю, это вполне реально. Какой реакции в этом случае ждать от вас? Будете искать несправедливость? 

Это то, над чем Этери работала последние четыре года.

Искать несправедливость в фигурном катании — это то же самое, что искать коррупцию в политике и большом бизнесе.

***

Одно из последних резонансных заявлений Дэвид Лиз сделал в декабре 2021 года после чемпионата России. В полушутливой форме он заметил, что Трусова и Щербакова, которые слабо выглядели в короткой программе, возможно, приняли специальные лекарства, чтобы выглядеть свежее в произвольной. При этом Лиз и раньше намекал на использование россиянками неких препаратов. Подтверждений этим данным нет, в России их опровергли на официальном уровне. У Всемирного антидопингового агентства (WADA) вопросов к спортсменкам также никогда не было.

Рассказать о том, что он имеет в виду и откуда получает эту информацию, Лиз отказался, сославшись на то, что знаком с журналистом «Ленты.ру» не достаточно хорошо.