Русские нас взрывали? Взрывали. Пусть теперь деньги платят, а еще публично извинятся
В чешском парламенте вспомнили о взрывах на военных складах в Врбетице и призвали правительство добиться извинений и финансовой компенсации от России. Об этом журналистам сообщил председатель комитета по иностранным делам, обороне и безопасности Сената Павел Фишер.
Любопытно, что никаких доказательств причастности российских спецслужб к происшествию 2014 года власти Чехии до сих пор не представили. Более того, обвинения в адрес Москвы впервые прозвучали лишь спустя пять лет, в 2021 году, и привели к взаимной высылке нескольких десятков дипломатов. Кроме того, Москва внесла Чехию в официальный перечень недружественных государств. В этом списке, кстати, присутствуют еще только США.
На прошлой неделе глава МИД Чехии Ян Липавский заявил, что Прага намерена искать варианты нормализации отношений с Москвой.
«Мы (Чехия) в России включены в список недружественных стран, что создает нехорошую ситуацию в долгосрочной перспективе, плохо для Чехии», — цитирует дипломата РИА «Новости».
Россия намерения Праги поддерживает, однако, как напомнила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, инициатором провокаций, которые свели двустороннее взаимодействие «к нулевой отметке», была не Россия.
«Согласны с тем, что отношения необходимо выводить из тупика, это сто процентов, и в принципе готовы к этому. Однако, что касается выработки позитивной повестки, посмотрим, как заявление нового главы МИД Чехии будет воплощаться в жизнь чешской стороной. Ход за Прагой», - заявила она.
После недельных раздумий в Праге сделали ответный ход, призвав правительство начать ревизию отношений с Россией на взаимовыгодной основе, но и про ущерб, понесенный якобы по вине Москвы, не забывать. Можно только догадываться, как чешские политики представляют нормализацию российско-чешских отношений, продолжая настаивать на своей версии событий в Врбетице.
Как заметил старший научный сотрудник Центр европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений Российской Академии наук (ИМЭМО РАН) Владимир Оленченко, Чехия, к сожалению, не отличается самостоятельной внешней политикой.
- Очевидно, что ее агрессивность на российском направлении дублируется из США, некоторые политические деятели Чехии об этом говорят прямо. Помимо американского лобби, в чешской элите присутствуют люди, которые действительно заинтересованы в нормализации отношений с Россией, в стабильном развитии Чехии в Европе. Всплески, которые мы наблюдаем, скорее всего, отражают борьбу этих двух сил в чешской политической элите.
Есть также конъюнктура момента, которая связана с тем, что США всячески науськивают своих союзников на Россию. Состоялись переговоры между Россией и США по вопросу российской обеспокоенности безопасностью, США прямо не отвечают, но подталкивают союзников в своих высказываниях отмечать, что российские обеспокоенности малообоснованы.
«СП»: - Об истории со взрывами в последнее время практически не вспоминали, доказательств причастности к ним России никто так и не представил, однако в Чехии продолжают требовать компенсации и извинений за взрывы. На что все-таки рассчитывают, учитывая, что именно этот скандал довел и без того сложные отношения до нулевой отметки?
- Скандал был устроен на пустом месте, это откровенно пропагандистское мероприятие, сооруженное по шаблонам, известным в других странах. Требования всякого рода компенсаций не новы. Практически нет ни одной страны в Европе, у которой бы химера о каких-то компенсациях не бродила в умах и с ней носятся.
Я склонен рассматривать вопросы компенсаций как свидетельство собственной беспомощности в управлении. Если политики не умеют управлять, то они, как правило, начинают говорить о каких-то компенсациях. Это же мы наблюдаем в Чехии.
Не важна сумма, неважно, как мы на это реагируем, для них важен раздражитель, чтобы можно было, когда последует какое-то указание на этот счет, сказать, что Россия столько наворотила и столько нам должна. Все это есть в голове у некоторых политиков, которые рано или поздно сойдут с политической арены, вместе с ними уйдут и эти претензии.
По словам эксперта Международного института гуманитарно-политических исследований Владимира Брутера, в своем заявлении Павел Фишер критикует власти за то, что они недостаточно принципиально воюют с Россией, хотя обещали это делать в период избирательной кампании.
- Фишер более антироссийский политик, чем правительство, независимый депутат и бывший кандидат в президенты. Он критикует правительство за то, что оно не может слезть с российской экономической иглы и не рвет отношения с Россией, не выставляет ей счета.
«СП»: - Глава чешского МИД, видимо, считает иначе?
- Он считает, что отношения надо как-то налаживать, потому что от этого зависит чешский бизнес.
«СП»: - А Фишер, в свою очередь, требует извинений и денег за то, к чему Россия не имеет отношения и из-за чего отношения практически разорваны. Так можно ли их наладить, если звучат подобные заявления?
- Я считаю, что и не нужно. Нам не надо стремиться к тому, чтобы с кем-то нормализовать отношения, у нас не «бюро добрых услуг». Мы нормализуем отношения с теми, кто этого хочет и готов учитывать интересы России.
Дмитрий Песков сегодня сказал, что мы видим со стороны Запада желание обсуждать вопросы безопасности, но они не хотят обсуждать тем вопросы, которые интересны нам.
Отношения с Чехией при Андрее Бабише складывались абсолютно нормально, пока спецслужбы не подсунули ему эту историю со взрывами. Он вынужден был эту тему обсуждать, потому что иначе его задавили бы собственные спецслужбы, которые бы рассказывали, что все его правительство прогнило и продалось России. Это их любимый номер – они заставляют вполне умеренных и нормально мыслящих людей портить отношения с Россией, а потом говорить, что это Россия виновата.
Доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш не верит в то, что при такой позиции чешской элиты удастся нормализовать отношения двух стран.
- Отношения были испорчены с помощью и по рекомендации Соединенных Штатов Америки. Дальше в Чехии стали считать деньги и поняли, что без денег плохо и надо бы их как-то вернуть.
Рассуждения чешской элиты достаточно инфантильны, это глубокая провинция, которая исходит из советов и рекомендаций. Возможно, судьба Литвы, поссорившейся с Китаем, заставила чехов задуматься, возможно, еще что-то. Литва сейчас посчитала, и оказалось, что потеряла 4 млрд. товарооборота из-за того, что признала Тайвань.
Какие-то проблески по поводу того, что надо что-то делать регулярно есть и будут, а вот насколько это будет иметь отношение к реальности, насколько чешские элиты способны что-то воплотить и реализовывать себя как субъект международного права - это очень большой вопрос, на который у меня положительного ответа нет.