РУСАДА начало расследование в отношении персонала фигуристки Валиевой
РУСАДА инициировало расследование в отношении персонала российской фигуристки Камилы Валиевой, сообщается на официальном сайте организации. Агентство объясняет это тем, что спортсменка является несовершеннолетней, а цель расследования — выявление всех обстоятельств возможного нарушения антидопинговых правил в интересах самой же Валиевой.
В РУСАДА также объяснили, почему результаты пробы российской фигуристки были обнародованы так поздно, на что справедливо обращают внимание очень многие наблюдатели и даже официальные лица.
Вопросы, интересующие всех, кто переживает за судьбу Камилы Валиевой и олимпийской сборной России, коротко сформулировала спикер Совфеда Валентина Матвиенко:
«Первый: почему под ударом оказывается наша совсем юная 15-летняя звездочка, под сомнение ставится золотая олимпийская медаль, если речь идет о пробе, которая вообще не относится к периоду проведения Олимпийских игр?»
На это юристы отвечают кратко: не имеет значения, когда была взята проба. Если она положительная — за этим следуют санкции. Кому-то может показаться нелогичным, но таковы правила. Далее:
«Второй: почему результаты декабрьской пробы озвучили сразу после завершения командных соревнований фигуристов, в которых наша сборная одержала убедительную победу, а не в конце, скажем, прошлого года, не месяц назад?»
Здесь многие указывают на то, что в упорной борьбе российская команда фигуристов опередила американскую, которая заняла второе место, и в случае лишения россиян золота США поднимутся на верхнюю ступень пьедестала. Но в РУСАДА в пятницу вечером задержку с результатами проверки пробы объяснили коронавирусом. В лаборатории в Стокгольме многие сотрудники болели, плюс правила карантина. Эксперты, опрошенные Business FM, добавляют к этому католические праздники и очень высокую нагрузку на лабораторию перед Олимпиадой — все спешили проверить своих спортсменов. То есть некоторые эксперты не видят в такой паузе ничего экстраординарного. Это, правда, не отвечает на вопрос, а задержали ли данные проверки проб у спортсменов из других стран? И если ни по кому больше таких задержек не было, почему коронавирус в Стокгольме навредил только российской команде?
Но вернемся к фактам. Сейчас за стокгольмскую лабораторию говорит РУСАДА. И РУСАДА же фактически является структурой, на данный момент отстаивающей права Камилы Валиевой. Что из себя сегодня представляет агентство? Оно по-прежнему не имеет статуса соответствия, то есть не имеет права проверять пробы самостоятельно. РУСАДА должно их брать, ответственно пломбировать и отдавать на сторону. И вот когда 8 февраля из Стокгольма пришла положительная проба Валиевой, РУСАДА первой же и отстранила временно российскую фигуристку. И уведомила об этом все заинтересованные стороны. То есть структура работала строго по протоколу.
Утром 9 февраля Валиева обратилась в РУСАДА с просьбой отозвать этот временный запрет. И через несколько часов агентство самостоятельно согласилось со спортсменкой. Точнее, согласился дисциплинарный комитет, который, как теперь поясняют в РУСАДА, является независимым органом, на решение которого агентство не может повлиять. Кому-то может даже показаться, что звучит это уже как попытка «подстелить соломки». Как и заявление о начале расследования в отношении команды Валиевой.
МОК, ВАДА и Международный союз конькобежцев выступают против. Так правильно ли поступили в РУСАДА, пойдя на такой шаг? Спортивный обозреватель Business FM Иван Швец говорит, что ответ зависит от того, какие у агентства есть доказательства невиновности Валиевой:
Иван Швец спортивный обозреватель Business FM «Абсолютно точно РУСАДА правильно поступило, если у него есть действительно веская мотивационная часть. Никто не видел мотивационную часть. Безусловно, что она основана на количестве препарата, который обнаружен. Поэтому если это очень веские основания, то они правы. Если за этим решением стоит что-то другое, например какие-то личностные отношения или смелость пойти навстречу своим, россиянам, и тогда мы снимем шляпу в кавычках с РУСАДА за весь этот скандал, который случился, и поблагодарим, опять же, в кавычках. Или же они знают что-то такое, что, по их мнению, может остановить даже претензии WADA, МОК и всех остальных».
Если бы в РУСАДА не меняли бы своего же решения и не возвращали бы Валиевой право на тренировки и дальнейшее участие в играх в Пекине, золотые медали у команды российских фигуристов отобрали бы сразу, автоматически. А так остается шанс побороться. Вопрос: шанс ли это на борьбу или попытка просто отсрочить неизбежное? О том, что еще может содержать в себе самый важный на сегодня документ — мотивировочная часть решения РУСАДА об отмене временного отстранения Валиевой, и о том, что может быть дальше, рассуждает спортивный юрист Анна Анцелиович:
— Могу только догадываться, что единственным основанием для отмены обязательного временного отстранения является доказывание того, что запрещенная субстанция, вполне возможно, попала из-за употребления загрязненного продукта. По-видимому, они доказывали, что было возможное применение загрязненного продукта. Это любой продукт, который на этикетке не содержит указания на то, что там есть запрещенная субстанция. Это может быть и лекарственное средство, и пищевая добавка, и мясо, и, есть такие случаи, вода, то есть это все называется загрязненным продуктом.
— Но это теперь все на несколько месяцев?
— Обычно, конечно, это требует анализа всех препаратов, которые принимала спортсменка, такого достаточно длительного расследования. Поэтому до 15 февраля будет приниматься решение только о временном отстранении, то есть об участии в дальнейших соревнованиях. Но обычно истории с такими спортсменами, где замешана олимпийская медаль, занимают, конечно, достаточно много времени.
К слову, о триметазидине. Что это, мог ли он попасть в организм Валиевой случайно и способен ли влиять на достижения в фигурном катании? Говорит врач сборной России по прыжкам на лыжах с трамплина в 2011-2013 годах Андрей Звонков:
— Препарат используется в основном для лечения пациентов, страдающих ишемической болезнью, болезнью сердца, ишемией мозга. Мало того, я должен сказать, что применяется он в основном только у нас, в списках доказательной медицины он проходит как препарат с недоказанным лечебным эффектом. Но вот внесли его в список WADA, ну что делать. Единственное, в чем действительно может быть накладка, если он входит в состав комплексных препаратов. И по какой-то причине, например, врач не знал о том, что он входит, если он назначал этот витаминный или аминокислотный комплекс спортсменке. Но здесь не совсем понятно, зачем фигуристке нужно было это все. Я не пойму, в 15 лет этот препарат однозначно не назначается. В составе должно быть все указано, вопрос в том, что это все написано таким мелким шрифтом.
— Со спортивной точки зрения он не дает никаких преимуществ?
— Я не знаю, зачем он вообще. Я говорю, что здесь либо какая-то случайность глупая, либо злая воля.
В 2018 году за тот же триметазидин от Олимпиады в Корее отстранили российскую бобслеистку Надежду Сергееву. Однако лозаннский арбитраж (CAS) постановил, что спортсменка не знала, что в метионине, который прописал ей врач, была примесь запрещенного препарата. Но страдали от него не только российские спортсмены. Все в том же 2018-м американская пловчиха Мэдисин Кокс, как и Камила Валиева, тоже во внесоревновательный период сдала тест, который позднее выявил у нее триметазидин. И Международная федерация плавания за это дисквалифицировала спортсменку на два года. В федерации признали, что вещество попало в организм Кокс непреднамеренно, но даже после этого не стали сокращать срок дисквалификации.
Американка предположила, что вещество могло попасть в ее организм вместе с водопроводной водой. И в итоге сократить срок бана до полугода ей удалось только через тот же CAS.
В 2022-м, не дожидаясь решения спортивного арбитража, глава Антидопингового агентства США Трэвис Тайгерт уже заявил, что россиян, причастных к делу о допинге Камилы Валиевой, могут привлечь к ответственности, пишет Reuters.
Основание — так называемый акт Родченкова, который позволяет наказывать представителей других стран, если пострадали американские спортсмены. А в России Валентина Матвиенко, апеллируя к тем же аргументам американцев об «акте Родченкова», уже заявила о том, что во всей этой истории «начинают угадываться манипуляции спецслужб». «Понятно каких», — подытожила спикер Совфеда.