Фаррахов: Иностранная бигфарма не заявляла о сокращении поставок лекарств в РФ
Многие зарубежные торговые марки и сети общественного питания заявили об уходе с российского рынка в связи с объявленными против России санкциями. Ни одного подобного заявления со стороны иностранных производителей и поставщиков лекарств пока не было, сообщил «Парламентской газете» член Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Айрат Фаррахов.
Доля отечественных препаратов в категории жизненно важных неуклонно растет год от года. По данным Минпромторга, которые приводит «Российская газета», в 2021 году она составляла 81%, из них 48% — препараты, произведенные в РФ по полному циклу. Однако на закупку импортных препаратов для льготного и госпитального лекарственного обеспечения традиционно тратится больше средств, чем на отечественные, следует из аналитических отчетов DSM group. До недавнего времени лекарственные препараты оставались вне политики и вне санкций.
Для таких представителей бигфармы, как «Санофи», «АстраЗенека» и других крупных фармкомпаний, это было бы выстрелом в обе ноги, считает депутат.
«Я не видел пока заявлений от иностранных производителей о том, что они сворачивают свои программы и отказываются от поставок лекарственных препаратов в Россию, — отметил он. — Можно предположить, что на них оказывается политическое давление. Поэтому я считаю, что мы должны предпринять определенные шаги, чтобы у иностранных фармпроизводителей были условия для продолжения работы в России. Для этого необходимо обеспечить диалог и не допускать эмоциональных и политизированных решений».
За последние 10 лет многое было сделано для того, чтобы способствовать развитию отечественной фармпромышленности, выстроена система преференций на рынке госзакупок лекарственных средств. Но сейчас, как и во всех сферах экономики, предстоит принимать первоочередные меры по обеспечению доступности тех препаратов, которые не производятся в России и к которым привыкли пациенты.
«Я подготовил запрос в ассоциацию фармацевтических компаний «Инфарма», объединяющей 17 наиболее крупных мировых производителей и поставщиков лекарственных препаратов, о том, какие шаги могло бы сделать наше государство, чтобы в этой наиболее чувствительной сфере мы не имели проблем», — рассказал Фаррахов.
Существенные изменения курса валют неизбежно увеличат цены на лекарственные препараты из перечня ЖНВЛП (жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов), заметил парламентарий. «Во многих случаях как для отечественного, так и для иностранного производителя эти цены могут оказаться запредельно низкими и может встать вопрос о нерентабельности производства, — предостерег депутат. — В такой ситуации решения должны приниматься оперативно».
По мнению Фаррахова, российский фармрынок имеет достаточно жесткие регулировки и не исключено, что в сегодняшней непростой ситуации их необходимо скорректировать.
«Возможно, необходимы решения по упрощению регистрации лекарств, потому что это очень затратная и длительная процедура, от которой в условиях той турбулентности, в которой мы находимся сейчас, многие могут оказаться, — считает Айрат Фаррахов. — Думаю, все прекрасно понимают, в том числе и производители, что сегодня не время для высоких маржинальных доходов. Но и доводить до банкротства, выкручивать руки производителям в этой ситуации тоже нельзя. Чтобы пациенты вовремя получили лекарства, в которых нуждаются, необходимо оставаться в постоянном диалоге».