«Девушки катались в шерстяных рейтузах, ног было не видно». Тайны единственного в России музея фигурного катания
Чемпионские костюмы, рисунки, книги и даже расписки знаменитых фигуристов. Фигурное катание богато атрибутами: медали, костюмы, значки, открытки, бейджи с аккредитацией, памятные вещи титулованных спортсменов и тренеров. Множество таких экспонатов хранятся в музее олимпийских побед «Ледяной олимп», что расположен на тренировочной базе сборной России в Новогорске. Его создал тренер и художник Андрей Уваров, которого вдохновила преемственность поколений от знаменитого Николая Панина-Коломенкина. Много лет Уваров собирал и выкупал по всему миру ценные предметы, олицетворяющие ледовое искусство с XVII века и до наших дней. Сегодня в его коллекции более 10 тысяч экспонатов, из них только дореволюционных открыток — около 1000 штук. «Матч ТВ» поговорил с создателем и директором проекта о том, с чего все началось и какие вечные ценности хранит музей. История и концепция музея Андрей Уваров сам когда-то был фигуристом, сейчас тренирует детей. Он с детства изучал историю фигурного катания и интересовался атрибутами этого вида спорта. «Мой тренер — Людмила Ивановна Кубашевская — была из поколения детей участников Великой Отечественной войны. Это дети победителей, которые очень уважительно относятся к памяти, сохранению. Они из первых уст узнали, что такое голод и холод, как важно ценить символы времени, в том числе материальные. Людмила Ивановна была ученицей Самсона Гляйзера, ученика Николая Панина-Коломенкина. Чувствуете преемственность поколений? И вот лет 20 назад тренер вдохновила меня начать рассказывать миру про фундамент отечественного фигурного катания», — говорит Андрей. Он начал активно собирать фотографии фигуристов разных лет, газетные публикации о соревнованиях, значки и открытки, модели коньков и различные приспособления, которые помогали кататься на льду век назад. Также Уваров нашел личные вещи людей, много сделавших для развития этого вида спорта. Он выкупал их у частных коллекционеров через сайты продажи антиквариата. Общаясь с людьми, Андрей понял, что мало кто знает имя первого олимпийского чемпиона от России. А ведь этот спортсмен был фигуристом. «Во мне заиграла спортивная злость: хотелось давать информацию. С помощью экспонатов мы начали организовывать выставки, посвященные Панину-Коломенкину, Самсону Гляйзеру, Станиславу Жуку. С помощью свидетельств тех эпох мы рассказывали про вклад каждого в развитие фигурного катания. Например, про первый в Москве искусственный каток, открытый в Марьиной роще в 1956 году благодаря Гляйзеру. Рад, что Олимпиада в Сочи дала толчок: люди начали больше интересоваться историей спорта. Теперь даже на ЕГЭ есть вопрос: «Кто был первым в истории российского спорта олимпийским чемпионом?» То есть школьников мотивируют помнить Панина-Коломенкина. Фигурное катание вообще богато атрибутами, и я благодарен всем людям, которые доверяют свои вещи моему музею. Они видят, что я использую экспонаты в общественных целях», — рассказывает Уваров. Экспонаты музея Костюмы исторические и современные В музее хранятся наряды олимпийских чемпионов. Например, костюмы Татьяны Волосожар и Максима Транькова к программе «Черный лебедь» и вальсу «Маскарад», платье Аделины Сотниковой к «Кармен». Максим Маринин подарил свои костюмы к обеим программам, с которыми он выиграл Олимпийские игры в Турине. «Максим очень поддерживает наш проект, со всеми знакомит на съемках «Ледникового периода», мотивирует своих коллег передавать вещи в музей», — делится директор. Особый экспонат коллекции — фрак Александра Горшкова, в котором он с Людмилой Пахомовой танцевал эталонную «Кумпарситу». К слову, костюмов фигуристов 60-70-х годов XX века почти не осталось. Ведь их шили за счет государства, и по завершении сезона спортсмены все отдавали, наряды уходили под нож. Еще в 1950-е годы, когда советское фигурное катание только набирало обороты, спортсмены сами покупали костюмы в магазинах, дошивали их под себя. «Индустрии дизайна для фигуристов не было. Девушки даже капроновые колготки впервые увидели за границей, а сами катались в шерстяных рейтузах, и ног было не видно. Зато костюмы того времени, созданные своими силами, сохранились у потомков. А от платьев Ирины Моисеевой, Елены Водорезовой, Ирины Родниной ничего особо не осталось», — подчеркивает наш собеседник. Анастасия Мишина подарила белое кружевное платье, в котором она вместе с Владиславом Мирзоевым каталась под «Allegro molto moderato» Артура Рубинштейна в 2014 году. Это единственный наряд чемпионки мира, который у нее сохранился до перехода в клуб Тамары Москвиной: почти все предыдущие костюмы принадлежат петербургской академии фигурного катания. А платья последних двух сезонов Мишина отдать не может, так как использует их в шоу. «Настя одна из немногих, кто отзывается на все. Сколько я к ней ни обращался — всегда с удовольствием дает свои бейджи, значки и снимки из поездок, интересуется историческими реквизитами. Очень правильно воспитанный человек, простой. У нее никакой звездной болезни, хотя она давно звезда. Из всей сборной я ее выделяю по характеру. Ведь сейчас фигурное катание — это школа тщеславия», — отмечает Андрей. Недавнее приобретение музея — платье Алены Косторной в образе ангела, в каком она выиграла свои главные титулы. Чемпионка Европы вручила знаменитый наряд и аккредитации на крупные старты во время визита на выставку Марка Кондратюка в музее. «Алена мне тоже нравится тем, что на все имеет свое мнение, не прогибается под тренеров. Она очень чувственная и ранимая, недаром уходила к Плющенко и потом возвращалась в школу Тутберидзе. Она умеет прощать. Но главное, у этой девушки есть свое лицо: победив на чемпионате Европы, она стала олицетворением всех фигуристов группы Тутберидзе. Хочется, чтобы Алена еще поборолась и снова засверкала на международном уровне», — говорит Уваров. Особая гордость коллекции — эскизы художников и дизайнеров к костюмам знаменитых фигуристов. По наброскам можно понять, как зарождались, например, платья Людмилы Белоусовой и Ирины Родниной, костюм Александра Фадеева. Ольга Рябенко поделилась несколькими эскизами к платью Евгении Медведевой для «Анны Карениной» и к платью Юлии Липницкой к программе «Не отрекаются любя». Дизайнер Мария Евстигнеева отдала эскизы своих костюмов для Дмитрия Алиева, Михаила Коляды, Ксении Столбовой и Федора Климова. Творчество фигуристов-художников В музее хранятся картины и рисунки нескольких известных фигуристов. К примеру, работы Анастасии Мишиной — романтические зарисовки пар, которые стоят в обнимку под зонтиком. Написано гуашью. Есть и рисунки Евгении Медведевой в стиле анимэ. Всем известна любовь чемпионки мира к японской культуре, повлиявшей на фигуристку в ее юношеские годы, когда она формировалась как личность. Рисунки Евгения создала в период с 2014 по 2018 годы: выводила анимэ на бумаге шариковыми ручками, фломастерами и пастелью. Летом 2021 года Андрей организовал в музее совместную выставку с Марком Кондратюком. «Многие знают про талант Марка, его любовь к искусству. Как-то моя жена увидела фотографии его работ в соцсети, и мы списались. Марк очень интеллектуальный, несмотря на молодой возраст. Он много читает, при этом легкий в общении. Вообще, он уникальный фигурист — со своим мнением, видением искусства на льду. Ведь спортсменов обычно с детства лишают воли, приучают к тому, что «слово тренера — закон, и ты не имеешь права спорить». А у Марка на все есть свое мнение, этим он и интереснее», — отмечает коллекционер. На выставке под названием «Змея, поедающая себя» гости музея увидели работы Кондратюка в стиле абстрактной графики. Фигурист изобразил на бумаге то, что видит перед глазами во время прокатов. Уваров сам является художником, ему близко сочетание искусства и спорта. В музее периодически проходит цикл выставок «Спорт. Искусство. Личность». «Это же здорово, что многие фигуристы занимаются творчеством, — считает он. — Так было полвека назад. Например, бронзовый призер Олимпиады Толлер Крэнстон был художником, французский призер Филипп Кандероло — фотографом, Игорь Бобрин занимался пантомимой. Должно быть что-то еще, кроме спорта, всестороннее развитие. Как в советское время спортсменов возили на шахты. А сегодня у них лишь тренировки и вакуум вокруг. Марк — исключение. Поэтому я за воспитание личности в спорте, чтобы молодежь после завершения карьеры знала, чем себя занять». Андрей призывает фигуристов, увлеченных рисованием, делиться своими работами. Возможно, со временем в музее откроется галерея картин фигуристов. Антикварные атрибуты вековой давности Самый символичный предмет, олицетворяющий фигурное катание, — коньки. Их в музее огромное количество, и диапазон возрастов широкий. Есть коньки времен Петра I, когда этот спорт был просто зимней забавой. Деревянные бруски для бега по льду, стальные лезвия на ремнях, винтажные «снегурочки» для начинающих (крепились к валенкам), металлические коньки из яхт-клуба, на которых уже можно было выполнять фигуры… Это все богатая коллекция из разных типов коньков за последние три века. Директор музея выискивал их на блошиных рынках, сайтах купли-продажи антиквариата, у частных коллекционеров и т. д. «По опыту лучшая сохранность — у коньков тех стран, на территории которых давно не было войн. Наследники первых владельцев находили коньки прямо в коробках на чердаках. Они выглядели, как новые, чуть ли маслом не пахли. Даже модели почтенного возраста 200+», — рассказывает Андрей. Открытки и гравюры, посвященные фигурному катанию, были очень популярны на рубеже XIX-ХХ веков. Изображали влюбленные парочки, детей, животных на коньках. Некоторые рисунки даже печатали на коже. В музее хранятся открытки и рекламные буклеты всех зимних Олимпиад — в том числе гитлеровской эпохи. А вот газет осталось очень мало: они быстрее выцветают. Раньше к каждому крупному международному турниру было принято делать значки национальной сборной. Их выдавали спортсменам, тренерам, судьям, волонтерам и т. п. Жители спортивной деревни обменивались между собой значками своих стран. Это был некий распознавательный знак, как сегодня аккредитация. В наши дни традицию поддерживают японцы и некоторые европейские федерации: каждый местный клуб по фигурному катанию выпускает к соревнованиям значки со своей символикой и выдает их членам сборной. Музей собрал около тысячи таких значков, а еще «конек с крыльями» — отличительный знак посетителей катка в Петербурге, где в конце XIX века прошел первый чемпионат мира по фигурному катанию. Коллекцию украшают мимишные детали вековой давности. Например, фонарь, который фигуристы вешали на спину, словно рюкзачок, чтобы он освещал путь по темному замерзшему пруду. А еще спиртовка с ручкой: когда кавалеры приглашали дам покататься на льду, они зажигали спиртовку и разогревали ее коньки, затем надевали обувь даме на ножку. В итоге спутница «заплывала» на каток в уже теплых коньках. Такой элемент ухаживания был популярен в императорской России. «Мне интересна та эпоха начала развития фигурного катания. Люди ведь рисовали фигуры на темном, плохо освещенном катке. Зрители наблюдали, как на льду медленно «распускается» цветок, загадочный символ… Такое было волшебство, созданное виртуозными движениями человека, мастерское прочерчивание линий! Поэтому я собираю свидетельства того времени, маленьких подвигов фигуристов разных лет. Храню коньки вышеупомянутого Самсона Гляйзера — чемпиона Спартакиады народов СССР, которого во время войны призвали на фронт. Самсон Вольфович носил на передовую рюкзак с коньками, а потом возвращался и вел тренировки в Парке культуры. Такие исторические моменты, личностей важно помнить», — говорит Уваров. Литературные сокровища Почетное место в музейной коллекции занимают книги с автографом Николая Панина-Коломенкина, которые он дарил своим ученикам. Нашлись книги с автографом для, к примеру, основоположницы советской школы фигурного катания Татьяны Толмачевой и ее брата-хоккеиста Валентина Гранаткина. Несколько книг музею подарили родственники этих людей, кое-что Андрей выкупил у коллекционеров. «Николай Панин-Коломенкин сам мечтал создать музей фигурного катания. Он вообще был личностью неординарной, разнопрофильной. После успеха на Олимпийских играх он ведь еще занялся стрельбой, затем работал тренером и преподавал в вузе, а во время войны делился знаниями с бойцами партизанских отрядов. Незадолго до смерти Николай Александрович обращался в Министерство культуры СССР, просил открыть в Ленинграде музей или хотя бы выставку, посвященную его любимому виду спорта. Готов был отдать все свои медали, кубки и памятные вещи с соревнований разных лет. Правда, многие его награды затерялись еще во время революции: белогвардейцы эвакуировали нашего чемпиона с его регалиями в Ейск, там они и пропали. А в 1950-х годах Панина-Коломенкина обворовали, и почти все экспонаты канули в Лету. Остались лишь пара медалей Николая Александровича, хранящиеся в Эрмитаже, коньки в московском «Музее спорта» и несколько книг с автографами. Я мечтаю открыть музей, посвященный этому человеку, в его родном селе Хреновом (Воронежская область) или Петербурге, где он жил и развивал фигурное катание. Экспонаты, если какие и сохранились из потерянного и украденного, надо искать в частных коллекциях», — поясняет Уваров. Еще одно сокровище музея — сборник стихотворений на тему фигурного катания. Наш собеседник нашел такие в творчестве Пушкина, Блока, Саши Черного, Самуила Маршака и других поэтов. Например, есть забавный стих «Кот и лодырь» про маленьких детей, которые вместо учебы резвятся на катке. Все поэтические шедевры разных лет директор музея оформил в сборник. Слегка наивный экспонат — расписка подростка Александра Зайцева, будущего двукратного олимпийского чемпиона в паре с Ириной Родниной. Он начинал в родном Петербурге под руководством Анатолия Давыденко. Чтобы сформировать у юных подопечных чувство ответственности, тренер строго ставил оценки за каждую тренировку, стимулировал учеников думать наперед и часто просил письменные обещания. Когда Анатолий Никитович умер, его сын Кирилл Давыденко (ныне тоже тренер) разбирал старые вещи и нашел много подобных расписок, фотографий и плакатов с соревнований. Так в музее оказалась расписка 12-летнего Зайцева. Когда в прошлом олимпийском сезоне Евгения Медведева катала «Анну Каренину», Уваров попросил у нее автограф на книге Льва Толстого. С тех пор этот экземпляр хранится в музее. По мнению директора, фатальная тема программы помешала чемпионке достичь своей главной цели. «Я заметил опасную тенденцию погружения фигуристов в образы литературных персонажей с трагической судьбой. Вспомните «Реквием» Гордеевой и Гринькова, «Иисус Христос — суперзвезда» Волосожар и Транькова… Это все тема смерти, которая за пределами человеческой судьбы. Обычно после таких программ на льду исполнители сразу уходят либо на их долю выпадают тяжелые испытания. Тем более фигурное катание подразумевает ускорение движений. Фигуристы катаются на бешеной скорости, и после того как они систематически проживают фатальные образы, многое начинает сбываться. Надеюсь, «Мастер и Маргарита» не сыграет злую шутку с Анной Щербаковой», — делится мыслями Андрей. Есть в музее и филиал фан-зоны Алины Загитовой: письма и рисунки от иностранных болельщиков, которые они кидали нашей чемпионке на лед и передавали в раздевалку. Большинство подарков музею отдала Федерация фигурного катания России после чемпионата мира в Японии и ледовых шоу в азиатских странах. Планы по реконструкции ретрокатка в сочетании с современными технологиями Музей «Ледяной олимп» расположен в Новогорске, на тренировочной базе российской сборной. Туда приходят в основном спортсмены, а для других гостей надо делать пропуск. Иногда дирекция организует экскурсии для школьников. Андрей мечтает, чтобы его музей получил отдельное помещение в общественном месте и любой желающий мог его посетить. «Хочется организовать Зал славы, как, например, во Всемирном музее фигурного катания в Колорадо-Спрингс. Там хранятся костюмы и медали Ирины Родниной, Татьяны Тарасовой и других наших звезд. Обидно, что много ценных экспонатов из истории нашего спорта давно отданы за границу. Может, хоть в нынешней политической ситуации будет переориентация на родину. Сейчас я работаю над тем, чтобы организовать в музее Зал славы российского фигурного катания: каждый год в торжественной атмосфере вводить сюда титулованных спортсменов и тренеров, рассказывать про их заслуги. Еще хочу проводить выставки в разных городах», — говорит Андрей. В числе его планов на перспективу — реконструкция исторического катка с атмосферой начала ХХ века, когда в Российской империи все только зарождалось. На ретрокатке гости могли бы и кататься, и фотографироваться в костюмах той эпохи, и снимать кино. «Еще есть идея возродить «обязательные фигуры». Тот же Панин-Коломенкин был силен тем, что мог нарисовать на льду лебедя, крест и т. д. Из нынешних фигуристов рисовать умеют только Алексей Урманов и Стефан Ламбьель. Почему бы не организовать подобное соревнование среди любителей как пример возрождения хорошего старого? А еще можно обогатить музей современной графикой: подходишь к какому-то костюму, и начинает звучать музыка к программе, под которую катался обладатель этого костюма. Или, например, около витрины с нарядом Ягудина к «Зиме» слышен хруст снега. Все это можно оформить с помощью технологий», — заключает директор «Ледяного олимпа».