"Без коньков мне уже и не живется". Андрей Букин — о смысле жизни и роли тренера

Андрей Букин 10 июня отмечает юбилей. Он рассказал ТАСС о жизни после спорта, роли тренера, современных танцах на льду, а также о смысле жизни и об идеальном дне рождения.

"Без коньков мне уже и не живется". Андрей Букин — о смысле жизни и роли тренера
© ТАСС

О возрасте

Ты знаешь только эту цифру, тебе кажется, что ты моложе, но утром подходишь к зеркалу и понимаешь, что нет, не молодой уже. Но мы должны состариться, по-другому не получится. Конечно, ты не предполагаешь себе в молодом возрасте, что это такое, но я поздний ребенок, родителям было по 36, когда я родился, и я помню, как это происходило у них. Но я занимался спортом, Татьяна Анатольевна Тарасова дала нам такой задел, что ты можешь работать долгие годы. Мы с Наташей Бестемьяновой только в 2020 году закончили кататься. Мы выступали на гастролях, постоянно работали, но потом случилась пандемия, потом сегодняшняя ситуация. Но я всегда встаю на коньки, с удовольствием радуюсь возможности работы с детьми. В этом году уже 60 лет, как я на коньках, меня родители в пять лет на Ленинградский пруд у метро "Аэропорт" привели. Без коньков мне уже и не живется, это мое. Да, тяжеловато, возраст опять же, но удовольствие продолжаешь получать и от нагрузки, и от боли в коленочках.

О карьере после спорта

После окончания карьеры (сезон-1987/88 — прим.ТАСС) Наташа ушла в коллектив своего мужа Игоря Бобрина, я на работу в Федерацию фигурного катания. Но через год понял, что сидеть в кресле в кабинете с 9 до 19 убийственно для меня — не мое это, хотя и серьезная у нас команда была. Я с детства привык выступать, к публике, и вернулся на лед. Попросил Игоря и Наташу прийти к ним в коллектив, они дали согласие, и мы сразу поехали на гастроли. Больше года с Наташей не катались, но сразу встали и поехали. Это была Одесса. Как будто никакого перерыва в год и не было. И снова пошла та работа, которую я любил. Мы были востребованы во многих странах, дома практически не находились — неделька дома и снова в дорогу, жили насыщенной жизнью.

О тренере

Татьяна Тарасова — человек с большой буквы "Т". Мы ее всегда звали ТАТ. Это мощный человек. И хотя разница в возрасте у нас небольшая, всего десять лет, но она уже тогда была известным тренером — у нее тогда уже были чемпионы мира Ирина Моисеева с Андреем Миненковым, Ирина Роднина с Александром Зайцевым, которые все выигрывали. Когда я в эту группу попросился, она была для меня непререкаемым авторитетом. И сейчас, когда мне 65, а ей 75, никакого панибратства. Она для меня остается самым великим тренером. Тарасова — это любовь тренера к спортсмену, она делала все, чтобы спортсмен не страдал, чтобы сохранить его здоровье, хотя в спорте здоровых людей не особо встретишь. Но на тренировках, тут уж извините, она нас по полной программе использовала.

Мы около года назад были у нее в гостях, и она призналась тогда: "Вообще-то вы у меня были экспериментом. Я хотела узнать, насколько спортсмен, фигурист, может выдержать нагрузки, которые я даю. Я давала вам в десять раз больше, чем кому-либо другому". Этот эксперимент и был залогом успеха, мы были и сильнее, и четче. Все говорили, почему мы так быстро бегали, но мы это делали каждую тренировку. И нам даже в голову не приходило, почему мы это делали. Мы просто отрабатывали скорость, мы были к этому хорошо готовы. И я благодарен Татьяне Анатольевне за то, что ее эксперимент вылился в медали, которые мы потом завоевывали с Наташей.

Об эмоциях в спорте

В спорте у меня не было шанса быть очень эмоциональным, у меня слишком эмоциональная партнерша, и за ней надо было следить каждый шаг. Она могла в два раза что-то мощнее делать, а ты должен быть к этому готов. И я занимался в основном тем, чтобы не дать ей сделать ошибку, придерживал ее страсть, и за ней у меня все время была слежка на катке. Я знал, что в любой момент она что-то может сделать сильнее, а это сразу ведет к сбою. Всегда ей говорил: "Наташенька, пожалуйста, каждый день на максимум, и тогда все будет хорошо, по-другому я тебя не поймаю". И последние четыре года мы максимально нагружали себя, полностью на каждой тренировке выполняли соревновательный вариант. Утром — прокат обязательных танцев, потом работа над ошибками, потом уходили, все как на соревнованиях. Также и вечером — либо оригинальный, либо произвольный танец целиком, по полной программе и на максимуме эмоций, как на соревнованиях. И Татьяна Анатольевна это поддерживала, она сама нам это посоветовала. На соревнованиях мы делали прокаты и сразу уходили с тренировок, чем убивали своих соперников, которые не понимали — а как это возможно, им же еще вечером катать. А мы были готовы, потому что были готовы заранее. Это Татьяна Анатольевна и характер Натальи. Я был ленивый, мы часто ругались, но деваться-то некуда было — их двое, а я один. Приходилось соглашаться и идти с ними по пути.

О любимой программе

Мы много раньше спорили. Если брать первые программы — это Чарли Чаплин — легкая, достаточно эмоциональная, тяжелая технически, образ от начала до конца должен был соответствовать фильмам, актерскому мастерству Чаплина, его актеров и актрис. В СССР много показывали его фильмов, и образ сложился, поэтому это было очень интересно. Были программы, в которых мы и Татьяна Анатольевна экспериментировали, искали, что нам ближе. Но самой яркой из них после Чаплина была "Ярмарка", мы выступали с ней на Олимпиаде в Сараево, и она была мне по душе. Там русская душа действительно разворачивалась, раскрывалась. Все программы были разными, но они были связаны одной нитью — "Паганини", "Кармен", "Кабаре", "Половецкие пляски". Но для меня была принципиальна "Паганини" — обо мне тогда начали говорить, что "партнер все время на двух ногах стоит, партнерша крутится, он кататься не умеет". Я тогда и Татьяне Анатольевне, и Наташе сказал: мне нужна программа, в которой я буду стоять на одной ноге. И чтобы Наташа еще могла при этом крутиться, и чтобы это было безопасно для всех. И я доказал, что умею стоять на одной ноге, и вся программа была поставлена на меня. Наташа ее не любит страшно, там я доминировал. Но в следующей программе я снова отдал ей все бразды, и она получала от этого настоящее удовольствие.

Я помню последний прокат "Половецких плясок", когда я знал, что больше не выйду на лед как спортсмен, на последнем чемпионате мира. Там был самый лучший наш прокат, внутренне я чувствовал — если не откатаю идеально, никогда себе этого не прощу. И тот прокат был действительно лучшим за весь сезон. И мы доказали, что мы еще можем.

О современных танцах на льду

Это 90% техники и 10% возможностей спортсменов и тренеров. Они в таких рамках, что им приходится это делать. Лидеры последних десяти лет нашли этот симбиоз, когда техника присутствует, но ты сморишь на это как на танцы на льду. В наше время был отдельный вид — обязательный танец, где все катают одно и то же. Сегодня в ритм-танце тоже есть элемент обязательных танцев, ты обязан это показать, но при этом ты обязан показать и дорожку, и связки, и твиззлы, и вращение. Поэтому программы, к сожалению, похожи друг на друга. Да, музыка другая, костюмы другие, но шаги практически одни и те же, хореография не успевает перебить техническую сторону. Но это такие технари, такие поддержки делают, такие идеальные вращения. Техника конька поднялась невероятно, чтобы получить четвертый уровень, нужно кататься так, чтобы ни один из судей к тебе не прицепился. Современные танцы стали тяжелее, но постепенный прогресс идет, они становятся эмоциональнее и хореографичнее из года в года. Они учились на ошибках тех спортсменов и тренеров, которые не были к этому готовы, ведь мы когда-то проиграли канадцам, французам, наша база в танцах была не готова.

Об отстранении россиян от участия в международных стартах

К сожалению, политика затмила последние две Олимпиады, и к этому готовились. В Пхёнчхан не поехали многие наши спортсмены, в Пекине был устроен скандал с Валиевой, и все это было подготовлено заранее, и на летних Олимпиадах наших спортсменов унижали, отобрав у них гимн и флаг. Но русского человека им не понять, нас не опустишь, мы только крепчаем от этого. Абсолютным позором стало отстранение русских и белорусских паралимпийцев от Игр в Пекине, каждый из них герой, и что с ними сделали? В 80-м году, когда наши войска вошли в Афганистан, американцы бойкотировали Олимпиаду в Москве. В том же году мы с Наташей выступили на наших первых Играх в Лейк-Плэсиде — были демонстрации, за нами следили постоянно из ЦРУ, чтобы провокаций не было, но с Олимпиады нас не сняли. Мы потом не поехали в Лос-Анджелес. Но сегодня все это стало совсем грязно. Спорт не может быть политичным, не надо его таким делать. И ваши, и наши спортсмены добиваются успеха, безусловно поднимая уровень страны в общественном мнении. Но не более того.

О детях

Старший, Андрей Андреевич, тоже причастен к фигурному катанию, хотя этого и не планировалось. Моя первая жена работала тренером в "Локомотиве", его не с кем было оставлять, она брала его с собой на каток, и он научился кататься. Но мы не хотели, чтобы он занимался этим серьезно, в семье хватало двух фигуристов. Он как нормальный человек окончил университет по направлению "Менеджмент и маркетинг" и все-таки остался работать в фигурном катании, сейчас он трудится на катке Елены Анатольевны Чайковской видеооператором. Он серьезно в это втянулся, уже лет 15 там работает.

Мы не планировали, чтобы фигуристом становился и Иван Андреевич, но его бабушка была непреклонна: "Будет фигуристом, и все". Мы были против, ведь это нелегкий, эмоционально непростой вид спорта. Но в ее семье были одни фигуристки, деваться ему было некуда. А нас по полгода дома не было. Так что Иван — бабушкин продукт, ее воспитание. Но у него действительно было хорошее скольжение, хотя прыжки и не были его сильной стороной. На катке его увидела мама Елены Ильиных и предложила поставить их в пару. Лена (супруга) ее видела — красивая, артистичная, яркая, и мы дали согласие. Единственный раз, когда я реально поучаствовал в его судьбе, — это когда они встали в пару, но не были ни в какой из команд, и я работал с ними первые два-три месяца, когда делал из одиночника Ивана Букина танцора Ивана Букина. Лена была уже готовая спортсменка, идеальная, и даже обижалась на меня, что я не столько внимания ей уделяю. Я отвечал: "Да ты же готовый танцор, а ему еще учиться надо". Иван даже за талию стеснялся ее взять. Говорю: "Ваня, надо! Ближе встань!" Ему доставалось, конечно. Сейчас мы просто родители, а у него и Саши Степановой свои тренеры. Еще на юниорском уровне я увидел уровень спортсменов Ирины Жук и Александра Свинина, их нынешних тренеров, и понял, насколько у них технически сильные спортсмены. От тренеров много зависит, а их политика, чтобы работали все дружно, одной командой.

О недопуске Ивана Букина и Александры Степановой к Олимпиаде в Пхёнчхане

До сих пор никто не извинился, никто ничего не объяснил. Да, мы были в обмороке. Понятия, что происходит, не было. А когда нет объяснений, возникает масса "почему", и на них нет ответа. Но это то, что и сегодня происходит, к несчастью.

Когда ребята готовились к Пекину, мы знали, что происходило. Я отключил телефоны, потому что всех интересовало, когда они улетят и что вообще происходит. А я не знал, что сказать, ведь каждый день утром одно, вечером другое, утром надежда, вечером облом. Все были в истерике, и каждый раз вопрос: "Ну за что, почему именно им?" Но я рад, что они выдержали, не сломались. Да, была ошибка, но они даже не катались вместе.

Перед Олимпиадой Иван стал папой, 3 января. Я очень хотел быть дедушкой и очень хотел, чтобы родился именно мальчик. В нашем роду Букиных в основном девочки рождались, хотя у меня есть племянники, но и у них снова девочки. Алена (супруга Ивана — прим. ТАСС) родила Букина, и я очень рад этому.

Об идеальном дне рождения

Думаю, что сегодня у меня будет идеальный день рождения — соберутся самые близкие друзья, родственники, и мы тихо посидим на даче, на улице. Погода хорошая, даже жаркая. Я не люблю помпезности, не люблю огромное количество приглашенных в ресторан. Люблю камерную обстановку. В 40 лет камерного юбилея не получилось, мы были в Америке на гастролях, там был весь коллектив. Зато на 50-летие мы дружно собрались в Турции и отмечали так, как нравится мне, с небольшим количеством самых близких друзей. Так же и в 60 лет случилось, и тоже на выезде.

О смысле жизни

Смысл жизни в уважении к своим родителям, к тем, кто тебя воспитал. Я своим поведением немало им неприятностей доставлял в детстве, не был пай-мальчиком. Но потом я пришел в спорт, и там друзья-товарищи постарше мне объяснили, как нужно себя вести в коллективе, особенно в спортивном, и я остепенился. Смысл в любви, она обязательно должна быть, "как на свете без любви прожить?". Смысл в ответственности за детей, в уважении к старшим, в уважении к стране, которая дала тебе все, а мы родились в Советском Союзе. Это благосостояние семьи, тогда будет и спокойствие, и комфорт. И, наверное, смысл еще в том, чтобы не думать о старости, а оставаться вечно молодым. Не хочу я себя стариком чувствовать, хочется молодость продлить, хотя бы мысленно.

Беседовала Вероника Советова