Фестиваль аквабайка SIBERIAN.JET.FEST: подробности и комментарии от участников

Зрелищный водный праздник состоялся 25 июня на Обском водохранилище в Новосибирске. Сибирский фестиваль аквабайка собрал в 2022 году участников из Новосибирской, Кемеровской, Челябинской, Свердловской областей, Красноярского края, Татарстана и Крыма. Организаторами SIBERIAN.JET.FEST выступили 15 энтузиастов, местных любителей аквабайка.

Фестиваль аквабайка SIBERIAN.JET.FEST: подробности и комментарии от участников
© Bfm.ru Новосибирск

В итоге новосибирец Денис Качалков одержал победы в классах «аквабайк, Skidivision GP2, кольцевые гонки», «аквабайк, Runabout ВИНТАЖ, кольцевые гонки», «аквабайк – фристайл фри». В других классах победителями стали Виталий Стареньких, Денис Григорьев, Данила Лоншаков (все – Новосибирская область), Лев Ивако (Свердловская область), Рустам Амерханов (Татарстан).

Мероприятие посетила светский обозреватель BFM-Новосибирск Ирина Мжельская, которая пообщалась с участниками. Также она задала несколько вопросов одному из организаторов SIBERIAN.JET.FEST Анне Поллер.

– Сколько спортсменов соревновались в этом году в рамках вашего фестиваля? Какова география участников, какие города были представлены?

– В этом году мы сделали два основных класса. Это Skidivision (стоячие гидроциклы) и Runabout (сидячие гидроциклы). Они, в свою очередь, тоже делятся на категории по мощности. Всего получилось 11 классов, в каждом – 3 призовых места. То есть мы вручили нашим победителям 33 кубка.

Удалось собрать 42 участника из разных городов России – Новосибирска, Симферополя, Кемерова, Красноярска, Озерска, Казани. Звали еще ребят из Иркутска, но, к сожалению, они не смогли присоединиться к нашему фестивалю.

Ирина МЖЕЛЬСКАЯ и Анна ПОЛЛЕР. Фото БФМ-Новосибирск

– В чем именно заключались соревнования?

В основном это были кольцевые гонки, которые проводились отдельно для стоковых (стандартная заводская модель – прим.) и тюнингованных гидроциклов. Был также класс мощных гидроциклов с 260 и более лошадиными силами, класс «Винтаж» с прикольными старыми гидроциклами до 2000 года выпуска. Внутри данных направлений проводились кольцевые гонки, слалом (параллельные заезды) и фристайл – самый зрелищный с трюками на гидроциклах.

– Как фестиваль справляется с трудностями последних лет: ковидные ограничения, кризис 2022 года?

– Ковидная обстановка в этом году на нас абсолютно не повлияла, а вот кризисные события 2022 года сказались. С российского рынка ушли зарубежные производители техники. Например, мы сейчас не можем привезти технику из Японии. Канадская компания BRP со своей знаменитой моделью Sea-Doo тоже ушла, и эти гидроциклы новыми сейчас не купить. Моторные масла нескольких фирм, которые мы используем, тоже перестали быть представлены в России.

Соответственно, эти компании, покинув российский рынок, свернули здесь и всю маркетинговую активность. И даже дистрибьюторы, которые еще остались, не смогли достойно поддержать наш фестиваль просто из-за отсутствия продукции.

– Кто выступил организаторами и спонсорами фестиваля?

– Мероприятие мы делали на свои деньги – организаторами стали 15 энтузиастов, любителей аквабайка. Еще несколько человек оказали нам посильную помощь. В итоге получился замечательный водный праздник. Надеюсь, что мы заразили зрителей этим увлечением, и многие из них захотят попробовать себя в таких соревнованиях. Мы собираемся провести «Сибирский фестиваль аквабайка и в 2023 году.

Фотоотчет с фестиваля SIBERIAN.JET.FEST можно посмотреть здесь.

Денис КАЧАЛКОВ – один из лидеров российского аквабайка, предприниматель в сфере ресторанного бизнеса

Я представлю город Новосибирск. Домашние соревнования стали для меня подготовкой к этапу Кубка России, который состоится в Перми.

В сезоны, не подходящие для водных видов спорта, мы переходим на зимние виды – горные снегоходы, лыжи, сноуборд. Некоторые активно занимаются физической подготовкой. Для тренировок летаем на побережье Краснодарского края – там море доступно круглый год.

В Новосибирске тренировки проходят на реке Обь и Обском водохранилище. В целом управление гидроциклом отличается на реках, озерах и морях наличием волны и ветра. На море и в океане волна крупнее, поэтому на управление уходит больше сил.

Что касается финансов, то вход в этот спорт отличается по стоимости для стоячего и сидячего аквабайка. Стоячий гидроцикл можно купить от 350 тысяч рублей. Сидячий – куда дороже, там суммы начинаются от 1,5 миллиона. Экипировка стоит 30-100 тысяч рублей.

Свою технику мы перевозим на специально оборудованном фургоне, а сами летаем на самолете. В одни выходные соревнования могут проводиться, например, в Перми, а на следующие – во Владивостоке. Некоторые участвуют только в локальных соревнованиях, мы же вместе с командой стараемся посещать все мероприятия, соревнования и фестивали. Бывает, что берем технику у друзей в городе, где проходят гонки. У кого несколько лодок – дают использовать запасную.

Михаил ИВАКО – директор макрорегиона Восток АО «Гольфстрим охранные системы»

Мы с сыном из Екатеринбурга, и в нашем городе ежегодно проходит несколько соревнований по аквабайку. Новосибирск мы посещаем уже второй раз. Самые ранние соревнования начинаются весной на юге России, в Краснодарском крае, а финал чемпионата страны всегда проходит в Москве.

Свою технику мы доставляем к месту соревнований либо с транспортными компаниями, либо на собственном автотранспорте. Например, в этом году я купил автобус, куда можно загрузить всю экипировку, инструменты и сразу несколько аквабайков. А если не хватает места – на прицепе поместятся еще несколько байков.

Управлять гидроциклом легче на пресной воде, потому что в таких водоемах меньше волна. Однако на Обском море волна нередко бывает достаточно большой, напоминая морские волны. Впрочем, с морем, особенно штормовым, ничто не сравнится.

В зимнее время я катаюсь на горном снегоходе, так как в управлении этой техникой и аквабайком есть определенное сходство. Часто бываю в Кузнецком Алатау – сибирские горы способствуют приятному отдыху. Кроме того, катаюсь на мотоцикле эндуро, что позволяет круглый год поддерживать форму.

Раньше мы говорили, что аквабайк – очень доступный вид спорта, входной билет в который доступен многим. Три года назад нормальную лодку можно было купить за 300 тысяч рублей. Сейчас стоимость входа поднялась в два раза, и конкурентная лодка с минимальными доработками обойдется уже в 600 тысяч. Плюс экипировка – около 30-50 тысяч рублей.

Лев ИВАКО – 9 лет, самый юный участник фестиваля

– Меня зовут Лев. Я участвую в соревнованиях на гидроцикле Yamaha. Занимаюсь этим спортом с 8 лет. Это уже не первые соревнования, в которых я принимаю участие, и я уже чемпион России.

Виталий СТАРЕНЬКИХ – технический руководитель компании «Активный отдых»

В Сибири сезон для гидроциклов начинается в конце апреля, кое-где в это время даже еще может стоять лед. Заканчиваем в октябре – вплоть до мокрого снега. Надеваем гидрокостюмы и без проблем катаемся. Зимой некоторые переходят на горные снегоходы. Этому способствует наша местность с хорошо подходящим рельефом и высокими горами. Кроме того, свой адреналин можно получить, помесив грязь на квадроцикле.

Удобнее всего управлять гидроциклом, конечно, на спокойной воде озер и водохранилищ. Но это актуально прежде всего новичкам. Мне больше всего нравится кататься на нешироких реках, позволяющих погонять между островками, отыскивать протоки, проходить на высокой скорости повороты. На море интересно прыгать по волнам. К Новосибирскому водохранилищу мы если и выезжаем, то больше для тусовки – пообщаться, покататься вдоль пляжей.

Стоимость входа в такую тусовку начинается, пожалуй, от миллиона рублей, а цены на действительно хорошие гидроциклы стартуют от 3 миллионов. Пытаясь купить дешевый подержанный гидроцикл, особенно в нынешнее время подорожаний, надо понимать, что это одноразовая игрушка, которая постоянно работает в предельном режиме. Никто не покупает себе гидроцикл, чтобы тот пылился в гараже. Все выжимают из него максимум. Плюс экипировка: ботинки, гидрокостюм, жилет, шлем, очки, перчатки. Впрочем, если вы планируете просто покататься, то достаточно жилета и шорт.

На соревнования мы доставляем технику на машине с прицепом. Если место проведения находится далеко и ты не единственный участник из своего города, то можно нанять фуру, а самим лететь на самолете. Так получается и дешевле, и проще, и практичнее.

Андрей НИКИТИН – директор и учредитель ООО «Сибирская Футеровочная Компания»

Я из Новосибирска, аквабайком увлекаюсь второй год. Друзья дали прокатиться, попробовал – понравилось. Стали встречаться, кататься, общаться. И сейчас мало того что выступаем, так еще и проводим этот турнир в качестве организаторов.

Действительно, климатические условия в Сибири не позволяют заниматься аквабайком весь год. По сибирским меркам мы начинаем кататься достаточно рано – в начале мая, сезон длится примерно до середины сентября. После этого многие местные ребята отправляют байки в южную часть России (Сочи, Краснодар, Геленджик), где сезон продолжается вплоть до ноября. А многие умудряются кататься там даже в зимний период. Кроме того, на юге есть друзья и единомышленники, которые зимой разрешают покататься на своих байках.

Также в зимнее время выручает снегоход – слава Богу, снега у нас хватает. Особенно похожи по управлению на аквабайк горные снегоходы. Можно покататься в соседних регионах с горами: Кемеровской области, Хакасии, Красноярске и т.д. Это позволяет держать себя в хорошей физической форме – для занятия аквабайком она просто необходима.

Конечно, легче управлять гидроциклом на водоеме с минимальной волной. Новичкам лучше начинать на пресной воде – широких реках, озерах. Когда начинаешь понимать принципы управления, можно переходить на большие водохранилища и даже пробовать себя на море в небольшую волну. Опытным райдерам, наоборот, хочется больших волн, чтобы можно было на них попрыгать и испытать весь драйв. Нам повезло – в нашей области есть широкая река и водохранилище. Как правило, весной начинаем на Оби, а когда вода приходит в Обское море, перебираемся туда.

Да и во всей нашей стране имеется огромное количество подходящих водоемов. География очень обширна: от Краснодарского края до Владивостока. Например, в 2022 году соревнования и фестивали проходят в Московской области, Геленджике, Перми, Екатеринбурге, Казани, Новосибирске, Владивостоке, Иркутске. Везде побывать за сезон трудно – график очень плотный, а локации удалены друг от друга. Но стараемся участвовать по максимуму.

Часто друзья в соседних регионах предоставляют свою технику абсолютно бесплатно. Также некоторые люди сдают технику напрокат. У нас очень дружное сообщество. Все хотят популяризировать водно-моторный спорт, поэтому, если есть свободная лодка, всегда предложат на ней выступить. В соседние регионы и до Урала мы часто возим лодки самостоятельно на собственном авто или грузим несколько байков в одну машину. Также байк можно отправить транспортной компанией или скинуться и нанять большой грузовик. Проблем с логистикой сейчас нет. Нужно только заранее планировать свое время и бюджет.

Аквабайк – не дешевое увлечение, по тратам он сопоставим с импортными мотоциклами. Но поверьте – эмоции, которые вы получите, управляя гидроциклом, не сравнятся с финансовыми вложениями. Основные расходы – это покупка лодки, экипировки и поддержание технического состояния. Так, я покупал лодку за 300 тысяч рублей и полностью оделся за 20 тысяч. Сейчас, конечно, техника значительно подорожала, но можно поискать хорошие б/у варианты. По экипировке тоже есть шансы сэкономить, если следить за акциями в магазинах.

Андрей КУЛАКОВ – занимается ремонтом автомобилей

Я занимаюсь аквабайком порядка пяти лет, а соревнуюсь третий год. Мои первые соревнования пришлись на Baikal Jet Fest, хотя фестивали нельзя считать полноценными состязаниями. Это прежде всего вход в соревновательный процесс. В официальных соревнованиях строгие требования: нужна специально подготовленная лодка, полное соответствие регламенту и т.д. На фестивалях все куда проще.

Что касается продолжительности сезона, то на самом деле в России не такое уж и короткое лето, особенно в Сибири. Причем сибирское лето – настоящее, здесь почти всегда хорошая погода. Центральные и уральские регионы в этом плане могут нам только позавидовать. Поэтому на гидроциклах мы катаемся примерно с конца апреля по конец сентября. Просто надеваешь правильный гидрокостюм – и вперед.

Зимой можно кататься на гидроциклах в Сочи. Там есть такой парень – Давид Джалагония со своим прокатом. Кроме того, он разрешает оставлять свой гидроцикл у него на стоянке. Это очень удобно. Сейчас многие летают в Сочи, чтобы покататься на горных лыжах, а тут к ним приятный бонус – море и собственный гидроцикл.

В первую очередь стоячий гидроцикл для меня – это классное занятие летом, которое способствует объединению. Привозишь семью на берег, располагаешься, катаешься, и всем все нравится. В отличие, например, от мотоцикла, где ты просто сел и куда-то уехал. Самая удобная локация для меня – река Обь, а в выходные часто собираемся с друзьями на Обском море.

Управлять гидроциклом, конечно, значительно проще на гладкой водной поверхности, чем по морской волне. Но в последнем случае катание становится интереснее.

На мой взгляд, вход в аквабайк стоит совсем небольших денег для технического вида спорта, особенно в наше время. Пару лет назад самый простейший гидроцикл можно было купить от 100 тысяч рублей. Сейчас для выступления в классе «Ретро» сидячих гидроциклов понадобится около 150-200 тысяч, стоячих – от 300 тысяч рублей.

В плане обслуживания гидроцикл абсолютно неприхотлив и в сравнении, скажем, с мотокроссом гораздо менее требовательный. Его даже не надо мыть, что мне очень нравится. Но нельзя забывать про то, что гидроцикл не передвигается по дорогам сам, для этого надо иметь прицеп и автомобиль.

Отправляясь на соревнования в другие регионы, я перевожу гидроцикл именно так. Впрочем, иногда удобнее воспользоваться услугами транспортной компании. Соревнования проходят по всей стране, в том числе во Владивостоке, Перми, Подмосковье, Геленджике. Раз год проводит фестиваль Иркутск. Уже традиционно устраивает ежегодный фестиваль Новосибирск. В Екатеринбурге ребята успевают провести по три-четыре соревнования за сезон.

Постепенно появляется много хороших знакомых в других регионах. И если возникает ситуация, что хочешь поехать на соревнования, но по каким-то причинам не можешь привезти свой гидроцикл, то просто звонишь местным друзьям, и они с радостью делятся с тобой техникой. Тем более что у многих имеется сразу несколько гидроциклов.

Анна ПОЛЛЕР – один из организаторов SIBERIAN.JET.FEST

У меня есть и стоячий, и сидячий гидроцикл класса Spark, так что я еду сразу в двух классах. То есть здесь представлены и сидячие, и стоячие гидроциклы, которые, в свою очередь, делятся по мощности.

Занимаюсь этим спортом три года. До этого я просто не имела собственной техники. Но вот уже три года, как она у меня появилась, и я участвую в соревнованиях.

Вообще, в аквабайке, как и в других моторных видах спорта, преобладают мужчины. Но есть уникальные девчонки, которые запросто уделывают мальчиков. Это, пожалуй, больше касается юниорских позиций. Но даже если взять наш класс новичков на стоковых гидроциклах, то и здесь девушки не теряются. Да, мне не удалось занять призовое место, но среди 17 участников я финишировала шестой. Поэтому все шансы у девочек есть, просто надо тренироваться. К тому же это дает возможность проводить время в классном дружном коллективе, где тебе всегда помогут и поддержат.

Уже завтра я улетаю на Кубок России по аквабайку, буду пробовать себя в классе Lady на кольцевых гонках. А если будет еще и класс Spark, то и там выступлю. Так что возможно все – было бы желание.

Смотрите также: «Все выжимают максимум» – фотоотчет с фестиваля аквабайка SIBERIAN.JET.FEST».