Сага неразлучников. Олимпийскому чемпиону Олегу Протопопову исполняется 90 лет
ТАСС, 16 июля. Двукратному олимпийскому чемпиону в парном катании Олегу Протопопову 16 июля исполняется 90 лет. Он завоевал золотые медали Игр в Инсбруке и Гренобле в паре с Людмилой Белоусовой.
Пара Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова навсегда вошла в летописи отечественного и мирового фигурного катания как образец гармонии на льду, пример любви и преданности друг другу. Они встретились в 1954 году на ледовом пятачке размером 9 на 9 метров в парке имени Дзержинского в Марьиной роще. И так уж сложилось, что на том семинаре было всего два специалиста - моряк Балтийского флота Протопопов, которого ради такого случая отпустили со службы, и инструктор юных фигуристов Людмила Белоусова. Тогда они сделали свою первую в жизни "ласточку". А первую совместную тренировку в ленинградском "Динамо" провели уже в 1955-м.
Протопопов родился в 1932 году в Ленинграде, чудом пережил блокаду. В своих ранних воспоминаниях он описывал увлечение, которое в наши дни назвали зацеперством. В своей автобиографии он рассказывал: "Полуторки", ЗИСы, прошедшие фронтовые дороги, не очень-то спешили теперь на улицах Ленинграда. И мы, прикрутив старые "гаги" на валенки (мои ровесники помнят, наверное, это нехитрое крепление из веревок и палок), догоняли машины и цеплялись за них".
Кто знает, оказался бы он в фигурном катании, если бы его все-таки приняли во Дворце пионеров в кружок игры на рояле. Не случилось, сказали, что нет слуха. И в тот же день понурый юноша зашел в сад при Дворце пионеров, где встретил своего первого тренера Нину Леплинскую. Она взяла его в секцию фигурного катания, впоследствии даже достала для него настоящие коньки, что в то время было большой редкостью, и потребовала обещания, что больше никогда он не будет гонять за машинами. Первые коньки Протопопова были малы ему на два размера, пришлось разнашивать. В 18 лет его забрали в армию, на Балтийский флот. Он вернулся на лед в 20 лет, хотя многие ему говорили, что фигурное катание для совсем юных. "Я им не верил. И сейчас не верю, что только юным фигуристам открыта дорога в большой спорт", - вспоминал потом Протопопов.
Соперничество со Станиславом и Ниной Жук
Белоусова начала серьезно тренироваться в 16 лет. "Сейчас об этом говорить смешно. Сейчас, если вы какому-нибудь тренеру скажете, что у вас есть знакомая девушка шестнадцати лет, влюбленная в фигурное катание, что эту девушку надо устроить в секцию, тренер этот даже разговаривать не захочет", - вспоминала Белоусова. И тогда с ней, "великовозрастной девицей", как ее назвали в секции, серьезно работать не планировали.
В отличие от Протопопова, Белоусова начинала кататься в ботинках мамы, к которым были приклепаны ржавые коньки. Ботинки были велики - приходилось обматывать ноги газетами.
Встретившись в 1954 году, в свой первый международный сезон Протопопов и Белоусова вошли в 1958-м. Впоследствии они с улыбкой вспоминали первый шок от чемпионата Европы в Братиславе и первенства мира в Париже, где они оказались в качестве призеров чемпионата СССР: "Запас техники и прочности был еще очень мал. Психологической подготовки - никакой. И хотя программа, в общем, получилась довольно интересной и даже вызвала любопытство у опытных специалистов, исполняли мы ее плохо. Срывы, падения, неуверенность, чувство собственной незначительности, потерянности... Для врача-психолога поводов к размышлениям - хоть отбавляй. Мы боялись льда. Мы боялись промчаться по его просторам и беспрерывно кружили только в центре".
Тогда об их выступлении в газетах была лишь одна строка: "Другая советская пара - Людмила Белоусова и Олег Протопопов - заняла 13-е место". После этого сезона пара ушла работать в "Локомотив", и пусть в те времена железнодорожники не имели серьезной секции и тренеров, к паре там отнеслись максимально внимательно, постаравшись помочь чем возможно.
Главными соперниками Белоусовой и Протопопова тогда были Станислав и Нина Жук, которые к тому времени уже стали серебряными призерами чемпионата Европы. И чемпионат СССР Белоусова и Протопопов выиграли только в 1962 году, с восьмой попытки. А спустя два года стали первыми в истории отечественного парного катания олимпийскими чемпионами. Это случилось на Играх 1964 года в австрийском Инсбруке, хотя перед Олимпиадой фаворитами в борьбе за золотые медали считались Марика Килиус и Ганс-Юрген Боймлер из ФРГ. Тогда Белоусова и Протопопов начали счет золотым медалям российских пар, которые с тех пор побеждали на 12 Олимпиадах подряд.
И именно тогда, после Олимпиады-1964, на торжественной встрече с руководством СССР, Протопопов не побоялся попросить у Никиты Хрущева ледовую арену в Ленинграде, ведь к Олимпиаде они готовились на льду, залитом в церкви Успения Пресвятой Богородицы на набережной Лейтенанта Шмидта. Сейчас это, возможно, покажется дикостью, но после революции было обыденностью. Именно Протопопову и Белоусовой был вручен символический ключ от "Юбилейного", который был построен всего за 11 месяцев - первый камень заложили осенью 1966 года. В тот день им достался и еще один небольшой ключик - от их собственной раздевалки.
Политическое убежище
Спустя четыре года они снова взяли золото, но уже на Играх в Гренобле. Рассказывая, почему они так рвались на вторые Игры, Белоусова и Протопопов вспоминали: "Когда мы рассказываем о том, как выступали в Гренобле, мы думаем о всем пути познания спорта и искусства, думаем о том, что не было, пожалуй, ни одного дня, который бы мы растратили зря, не отдав хотя бы часть его достижению вначале еще неопределенной, а затем уже совершенно ясной цели. Мы хотели углубить связь спорта с искусством, хотели доказать, что фигурное катание ныне гораздо умнее, интереснее, богаче, чем это иногда кажется некоторым тренерам и спортсменам, что оно уже не имеет права жить по старым канонам, что, однажды пробудив ум и жажду познания, нельзя остановить процесс развития фигурного катания. Именно для этого мы и остались в спорте после Инсбрука, именно для этого мы и остались в спорте после победы в Гренобле". Но того выступления могло и не состояться, поскольку незадолго до Игр у Протопопова начались проблемы с камнями в почках. Резать он себя не дал, это ставило бы крест на их выступлении, поэтому гнал камни по старинке. Последний из них вышел в день короткой олимпийской программы. А в 1969 году Белоусову и Протопопова с пьедестала сместили ученики Станислава Жука - Ирина Роднина и Алексей Уланов, и в 1972 они стали новыми олимпийскими чемпионами на Играх в японском Саппоро.
Закончив с большим спортом, Белоусова и Протопопов стали артистами Ленинградского балета на льду, в составе которого в 1977 году оказались на шоу в Нью-Йорке. По приезде в Москву они по закону были вынуждены сдать свои призовые - $10 тыс. наличными - в Госконцерт. А спустя два года во время гастролей в Швейцарии они решили попросить политического убежища, став "предателями", лишившись впоследствии всех регалий. Коллеги, конечно, задавались вопросами, чего им не хватало в СССР. А Белоусова и Протопопов стали жить в швейцарском Гриндельвальде, оставшись наедине друг с другом и с фигурным катанием. В городке-трехтысячнике был круглогодичный лед, где они могли позволить себе тренироваться каждый день.
Только спустя годы Протопопов расскажет, что ими руководило при принятии решения - они не хотели уйти в тираж, не хотели проводов на пенсию, ведь для них это казалось слишком рано. Но они начали чувствовать, как их буквально подталкивают в спину со льда. Протопопову было 47 лет, а "балетных" провожали уже в 37. Они стали жить в Гриндельвальде, хотя у Белоусовой дома осталась сестра, у Протопопова - мать, которая скончалась в 1992 году. На ее могилу он смог приехать лишь спустя 11 лет после ее кончины, в 2003 году. Детей у Белоусовой и Протопопова не было.
Они приезжали в Россию на Олимпиаду в Сочи в 2014 году. Тогда они привезли в видеокассету с фильмом, который сняли на гонорар за три года работы в американском шоу. Специально для этого фильма они закупили оборудование, арендовали каток. Видеокамера была их спутником с самых молодых лет, в их архиве были съемки чуть ли не первых тренировок - они снимали друг друга, тренера тогда у них не было. В итоге создали фильм к 50-летию Протопопова, чтобы оставить что-то для следующих поколений. Для новых поколений фигуристов они оставили и элемент, который исполнили первыми, - "космическую спираль". Ее впоследствии включили в обязательную программу международных соревнований.
"Вы знаете, что в фигурном катании существуют так называемые "спирали смерти" - "тодесы": партнерша как бы висит надо льдом, опрокинувшись на спину, почти касаясь головой льда, и совершает при этом, удерживаемая партнером за руку, круги вокруг него. Вначале существовал лишь один "тодес", и исполняли его очень немногие. Партнерша скользила назад на наружном ребре конька. Но уже в начале шестидесятых годов этот "тодес" стали выполнять десятки пар. И тогда появилась у нас идея создать новый "тодес". Мы думали так: если есть "тодес" назад на внешнем ребре, то почему бы не сделать его и на внутреннем? Новый "тодес" был создан в 1966 году. В международной книге по фигурному катанию он называется "спиралью Протопоповых", а мы называем его "космической спиралью", - рассказывали Белоусова и Протопопов в мемуарах. Последнее их публичное выступление состоялось в 2016 году в США на "Балу чемпионов". На тот момент Белоусовой было 80 лет, а ее мужу - 84. Белоусова скончалась 26 сентября 2017 года в Швейцарии.
Протопопов после кончины супруги рассказал ТАСС, что будет хранить ее прах. "Я сделал все то, что нужно было. Ее прах я буду хранить всю жизнь, он у меня дома, - сказал тогда Протопопов. - Это трудно объяснить, я берегу себя, но мне 85 лет, что тут можно сделать? Можно было кататься и прекрасно выступать, а так, за три недели и "привет с кисточкой". Всего рассказывать не буду, это очень длинная сага". Как рассказали ТАСС старожилы фигурного катания, он еще долго продолжал подписывать свои письма двумя именами - Олега Протопопова и Людмилы Белоусовой.