О том, как менялся культурный код москвичей в течение времени, «Мосленте» рассказал фольклорист и кандидат филологических наук, работающим над проектом «Народная история России» Никита Петров.
«Культурный код столичных жителей, конечно, менялся со временем. Сегодня, общаясь с москвичами старшего поколения, можно почувствовать сильную ностальгию по, например, уютным московским дворикам, где мужики играли в домино, было много крафта и какой-то своей, специфической тишины. Сейчас этого всего уже, увы, нет. Этот код исчезает. Впрочем, эти воспоминания становятся основой для музейных проектов и инсталляций о старой Москве», — объяснил ученый.
Что касается 40-х годов, то тут отличительной особенностью станут рассказы жителей москвичей о грязных улицах, чистильщиках обуви и постоянных драках жителей разных районов между собой. Позднее центр города стал одновременно и центром нонконформизма. Тогда появились хулиганистые стиляги. Правда, это все было для интеллигентных и обеспеченных москвичей, отметил Петров.
«В 70-80-х годах центр города расселяли. Многие его жители оказались разбросанными по другим районам. И в это время проявляется некая растерянность, ведь привычная для наших собеседников реальность, в которой они выросли, резко сменилась какой-то совсем другой», — рассказал исследователь. Он отметил, что тогда москвичи были обеспечены всем необходимым, тогда как жителям другим регионов приходилось приезжать за теми или товарами в Москву.
90-е года специалист назвал временем самоопределения, когда в стране «возникало что-то новое» и с этим нужно было что-то делать. Одним из кодов того времени стала также постоянная тревога за сохранность своего имущества и завтрашний день, а с другой — ощущение гордости за причастность к тому, чем стала твоя страна.
В 2000-х и 2010-х ситуация снова поменялась. И сейчас москвичи в большей степени гордятся развитием своего городского пространства, которым очень активно пользуются, заключил исследователь.
Ранее москвичи раскрыли причины для создания сада рядом с домом.