Войти в почту

Герой таджикской гребли: вырос чемпион на Сыр-Дарье

«История – живая ткань. Это воздух, которым мы дышим…». Такое утверждение с полным правом относится и к сфере спорта. В частности, к гребле на байдарках и каноэ, которым, в прежние годы, славился Таджикистан.

ДУШАНБЕ, декабрь – SPORTS.tj. Изучать опыт и достижения таджикской школы гребного спорта в республику приезжали ведущие советские специалисты, журналисты. И, конечно, сами гребцы. Всех их интересовало, как в далёком горном крае, на периферии, готовят мастеров самого высокого класса.

Феномен таджикской школы гребли на байдарках и каноэ, сложившейся в 60-х – 80-х годах прошлого столетия удивлял и впечатлял всех, кто знакомился с успехами спортсменов из республики гор.

Она стабильно поставляла в сборные команды СССР надёжное пополнение. Во главе этой школы стоял Ибрагим Хасанов, первый в Таджикистане участник Олимпийских игр, первый чемпион Спартакиад народов СССР, первый Заслуженный мастер спорта СССР и первый Заслуженный тренер СССР. Благодаря его усилиям гребля на байдарках и каноэ Таджикистана получает всесоюзное и международное признание.

За своим лидером и умелым организатором следовали свыше 400 гребцов, в том числе свыше 40 из которых были мастерами спорта СССР, а трое, вместе с Хасановым, являлись Заслуженными мастерами спорта СССР.

Развитие гребной спорт получает не только в Душанбе, но и в Ленинабаде и Курган-Тюбе, Калининабаде и Ура-Тюбе. И даже в сельской глубинке – в Вахшском районе. Представители таджикской школы гребли на байдарках и каноэ уверенно держали ведущие позиции в советской стране. Таджикистан был одним из главных центров по подготовке спортсменов олимпийского уровня.

Начало

…Безусловно, лучшим представителем гребного спорта Северного Таджикистана за все годы его развития в республике был Тахир Камалетдинов. Правда, имя его, в начале, было не столь широко известным как, например, душанбинских спортсменов Юрия и Михаила Лобановых, Владимира Панкова, Николая Суровицкого, Вахоба Кабирова и других. Он какое-то время как бы оставался в тени своих именитых коллег, хотя победы имел не только в республиканском, но и союзном, международном уровне. Его по праву можно считать сильнейшим гребцом Таджикистана в 80-х годах прошлого столетия.

Тахир Камалетдинов родился в 1965-м, когда гребля на байдарках и каноэ в Таджикистане насчитывала в своём развитии почти полтора десятка лет. Позади уже был дебют таджикских гребцов-каноистов Кулу Курбанова и Саидмурода Хакимова на I Cпартакиаде народов СССР 1953 года. Позади было сенсационное выступление 22-летнего Ибрагима Хасанова в финалах II Cпартакиады народов СССР 1956 года, в которых байдарочники Таджикистана становятся первыми чемпионами из республики, выиграв золото в гонке на 10-километровой дистанции.

Затем «десятка» принесла Хасанову серебряную медаль на чемпионате Европы в Копенгагене в 1961 году. Здесь он завоёвывает и золото на 500 и 1000 метровой дистанциях, а в паре с Виктором Царёвым также бронзовую награду. Ещё одна медаль украсила грудь Ибрагима Хасанова после его триумфального выступления на 10-километровке в финалах III Cпартакиады народов СССР.

И это было только началом многих других победных стартов гребцов Таджикистана, оказавших влияние на приход молодёжи в этот вид спорта.

…Когда в 1977 году 12-летний Тахир Камалетдинов пришёл записываться в секцию гребли на байдарках и каноэ к ленинабадскому тренеру Павлу Петрову, в прошлом неплохому гребцу, слава о таджикских спортсменах была в самом зените. Это и подтолкнуло юношу, всё детство которого в свободные часы проходило на берегах полноводной Сыр-Дарьи, обратиться к виду спорта, представителей которого он часто наблюдал в гонках на речной стремнине.

Новичок в гребном спорте, Камалетдинов не мог выбрать себе судно для тренировок. Петров заметил, что у юного гребца не всё ладится с быстроходной байдаркой, норовистая лодка плохо подчинялась Тахиру. Тогда тренер посоветовал ему перейти в каноэ. Камалетдинов внял советам наставника и ему приходилось всё начинать с нуля.

Победные финиши

Через короткое время тренер и его ученик поняли, что поступили правильно. В следующем году Тахир становится победителем в матчевой встрече юношей младшего возраста из городов республик Средней Азии, Казахстана и Российской Федерации. А ещё через год он сильнейший в республиканском спортобществе «Спартак» и в Таджикистане.

Стремителен рост ленинабадского каноиста, победно стартовавшего затем на юношеском первенстве профсоюзов СССР и чемпионате СССР. Камалетдинова включают в сборную юношескую команду Союза.

Несмотря на столь быстрое достижение побед на всесоюзной арене Тахир остаётся исключительно скромным учеником Павла Петрова. Того искренне радует, что его воспитанник минует так называемую «звёздную болезнь», которой бывают подвержены спортсмены столь юного возраста.

Радует тренера и то, что его воспитанник оставался верен своему родному городу, несмотря на уговоры заезжих из других республик Союза охотников за юными талантами. И вновь бесконечные, изматывающие тренировки, труд, который всегда остаётся незамеченным для зрителей. Это был труд до изнеможения, до седьмого пота, приводящий к тому, что Тахир всё увереннее чувствовал себя на дистанции.

Сыр-Дарья – не спокойная, озёрная гладь. Особенно трудно грести против течения. Но именно это закаляло характер молодого спортсмена. Река становилась как бы естественным «спарринг-партнёром» для него.

Осенний чемпионат Таджикистана 1982 года проходит в «родных стенах» для Тахира – на Сыр-Дарье. Он выигрывает сразу четыре золотых награды, первенствуя в заездах на каноэ-одиночке на 500, 1000 и 10 000 м, а также со своим напарником С. Вакулиным на каноэ-двойке на дистанции 500 м.

Это не было сенсацией, а закономерностью. Хотя Тахир Камалетдинов являлся одним из самых молодых участников чемпионата, ему, ученику десятого класса ленинабадской школы № 10, было только семнадцать.

Специалисты в республике прочили молодому гребцу большое будущее, стать преемником чемпиона Олимпийских игр, каноиста Юрия Лобанова. Они понимали, что потенциал у Камалетдинова был достаточно высоким, и спортсмен не сказал ещё своего последнего слова.

Действительно, этот прогноз вскоре был подтверждён. В том же, 1982-м, Тахир выигрывает юношеское первенство на двух дистанциях – 1000 и 5000 м на всесоюзных соревнованиях гребцов в спортобществе «Спартак», а также побеждает в гонке на Кубок СССР. Затем, на первенстве Союза 1985 года, которое проходит в Москве, гребец из Ленинабада становится чемпионом СССР.

Вновь золотая медаль чемпионата СССР уже 22-летнего спортсмена даёт ему пропуск в состав сборной Союза, на первенство мира 1987 года в Бельгии. Тахир верил в себя, но главным было правильно распределить силы на дистанции, определить момент, когда следовало предпринять финишное ускорение и это ему удалось, и гонку он заканчивает с серебряной медалью чемпионата мира. Теперь по праву он становится лидером сборной Таджикистана, которое, к этому времени состояло, в основном, из молодёжи.

Небезынтересно, что Камалетдинову выпала часть тренироваться некоторое время под руководством его кумира – Юрия Лобанова, который в качестве наставника готовил сборную Таджикистана к стартам IX Cпартакиады народов СССР 1987 года. Чемпионат Союза 1988 года вновь собрал сильнейших гребцов страны в Москве. Ленинабадский динамовец, мастер спорта СССР международного класса, Тахир Камалетдинов продолжает победные традиции таджикских гребцов. В гонке на каноэ-одиночке на 1000 м он занимает второе место, немного уступив лишь чемпиону мира Ивану Клементьеву, лидеру сборной СССР.

Камалетдинову пришлось выступать не на своей, коронной 10-километровке, так как она не входила в программу предстоящих Олимпийских игр в Сеуле. И он сделал всё возможное, но победить не удалось. В результате – место в сборной олимпийской Союза, но только первым запасным. Там же, в Москве, ленинабадский гребец стал обладателем ещё одной награды – бронзу он добыл в гонке на 500-метровой дистанции.

По итогам следующего 1989-го года Тахир Камалетдинов сохранил за собой лидерство в числе сильнейших спортсменов Таджикистана. Воспитанник Павла Петрова, настоявшего в своё время на переход юного гребца на каноэ, оправдал надежды своего наставника, но для этого ему приходилось выводить своё каноэ на стремнину вод и утром, и вечером, и в дождь, и в ветер, и в сильную волну…

История побед Тахира Камалетдинова прервалась с известными событиями начала 90-х годов в Таджикистане. Как, впрочем, и в целом гребли на байдарках и каноэ в республике. Золотой век этого вида спорта в Таджикистане – напоминание о том, что только энтузиазм, подкреплённый настойчивостью, упорством и волей, приносит желанные плоды, как для самих молодых людей, так и для тех, кому доверено вести их за собой, а также создавать соответствующие условия для развития спорта.

В.Фролов