Коломна – жемчужина Подмосковья: влюбляет в себя туристов и меняет судьбы
Коломна – один из красивейших и древнейших городов Подмосковья. Находится он примерно посредине между Рязанью и российской столицей. Его называют городом ремесленников, туристической меккой, жемчужиной Подмосковья. И это неудивительно – в год сюда более приезжают 1,5 млн туристов. И это несмотря на то, что до 1996 года Коломна была закрытым городом.
Современная Коломна очень уютна: узкие улочки, купеческие дома, лавки, храмы – все, кстати, действующие. В этом году власти города доблагоустроили Михайловскую набережную. Теперь это одно из самых популярных мест для фотосетов. Через дорогу – главная достопримечательность – Кремль. Для туристов он открыт круглосуточно.
«Коломенский кремль жилой, такого не увидите больше нигде. Это отдельный район города, где живут люди поколениями. Коломенский кремль сохранился не полностью. От 17 башен и двух км стен осталось только два км стены и семь башен. А из кирпича построены более нужные на то время дома, купеческие лавки», – рассказывает Ирина Сазоненкова, руководитель туристско-информационного центра.
Коломна исторически считается городом ремесленников. В 21 веке ничего не изменилось. Помимо промышленности, активно развивающегося сельского хозяйства, машиностроения, судостроения. На территории городского округа более 8 тысяч индивидуальных предпринимателей и более 10 тысяч самозанятых.
О том, какие направления бизнеса сейчас развиваются в Коломне рассказала Анна Кременецкая – заместитель главы Администрации Городского округа Коломна. «Развит гостиничный бизнес, сфера услуг, много крестьянских хозяйств. У нас много молодых перспективных людей, которые хотят заниматься выращиванием необыкновенных клубники и ягод, красной спаржи. На другом берегу занимаются разведением улиток. Такие чудеса на коломенской земле. У нас развиты ремесла, есть гончарное производство, производство детских игрушек».
Обязательная для посещения локация – Житная площадь. До октябрьской революции здесь кипела торговля. Историческое предназначение решили вернуть несколько лет назад. И Житная снова засверкала огнями, сюда вернулись торговцы и площадь ожила.
Музейная фабрика пастилы находится в том же самом историческом месте, где с середины 19 века располагалась пастильно-конфетная фабрика купцов Чуприковых. Здесь сложно поверить, что вы попали в музей – нет дремлющих смотрителей и все экспонаты можно трогать руками. Экскурсию по фабрике проведет сам Карп Фомич Чуприков – владелец пастильной фабрики в Коломне.
Гости увидят, из чего готовится пастила и чем отличается от той, что сейчас продается в магазинах. Но главное, перенесутся в Коломну 19-го века и попробуют ее на вкус.
Директор музейной фабрики пастилы Елена Дмитриева – одна из авторов музеев нового формата. Экономист по образованию, она понимала: нужна форма, которая будет востребована у современного человека. И ведь нашла.
Она говорит, что: «Ты должен быть всегда эмоционально заряжен. Быть отдающим. Главное – это создать человеку состояние счастья. Чтобы человеку хорошо стало. Мы поняли, что сначала ты должен создать смысл – зачем человек туда поедет и пойдет. Вокруг этого смысла обрастают товары, услуги и все что продается. Это сувенирная продукция, и билеты в музеи, и где поесть».
Старую Коломну, с ее атмосферой, вкусами, модой воссоздавали по книгам, воспоминаниям местных жителей. Находили рецепты пастилы и варили прямо на домашней кухне. Здание, где исторически находилась фабрика Чуприковых обнаружили на коробочке его продукции.
Елена Дмитриева рассказала, что картинка с этикеткой на коробочке пастилы, содержала гравюру, где были здания, хозяйственные постройки и вот по этим рисункам дальше были обнаружены эти стены.
Вкладывать приходилось собственные средства. Получили беспроцентный кредит как социальный бизнес в одном из фондов. Вносили в развитие все, что зарабатывали. Постоянно искали информацию, чтобы восстановить историческую достоверность. И музей, и театр, и фабрика, где производят пастилу, она на нижнем этаже здания, дали толчок развитию все новых и новых музеев в Коломне.
«Бесполезно об атмосфере рассказывать, ее можно только воссоздавать. И другие предприниматели, которые сюда приехали, они поняли, в чем дело», – говорит Елена Дмитриева.
Вдохновившись опытом Елены и ее соратниц, полностью изменили свою жизнь и москвички Наталья Бакушина и Марина Волкова. Они открыли в Коломне музей мыловарения, парфюмерии и гигиены России 19 века. Но, как водится, в начале даже не представляли, с какими трудностями придется столкнуться.
Соавтор проекта Наталья Бакушина рассказала, что заразили их этой идеей девочки из коломенской пастилы. «Мы впервые увидели музей, когда ему исполнялся год. Зашли и ничто не разрушило картинку 19 века. Идею сделать мыльную тему ими было предложено».
На предложение наложилось очарование Коломной. С тех пор московские дизайнеры Наталья и Марина, загорелись идеей. Вот только денег на открытие проекта не было. Решили воспользоваться грантом для социальных предпринимателей. Получили.
Оказалось, продажами мыла на ремонт не заработаешь. Пришлось брать беспроцентный кредит для предпринимателей. Было ли страшно? Очень. Но, это тот случай, когда обратной дороги нет. И вот 3 сентября 2016 года открыли, наконец, музей. С интерактивными экскурсиями, мастер-классами. А чтобы как можно больше людей могли потрогать Коломну руками, заработала эта мануфактура.
Точно так же, как на мыловаренной мануфактуре, по этим же самым рецептам варили мыло в 19-м веке. Только натуральные компоненты: говяжий жир, пальмовое и кокосовые масла. Для цвета натуральные красители. Для аромата – эфирные масла. Все по старинным рецептам, отыскать которые удалось в Ленинской библиотеке.
В Коломне не одни музеи. Можно пойти покататься на лыжах, коньках и даже на надувном банане. Занятия спортом проходят на фоне главной достопримечательности города. Лед на катке заливают ежедневно, обновляют лыжню. Этой зимой решили удивлять летними развлечениями.
Иван Муравлев управляющий вейк-парком рассказал: «Летом у нас вейк, а зимой мы переоборудовали лебедку и решили прицепить к ней тюбинг. Оборудуем под нее трассу и катаем вас. Также у нас есть абсолютно нетипичное развлечение – это зимний банан. Мы цепляем его за снегоходом и катаем, чтобы посмотреть наши местные красоты».
Вейк-парк – проект молодого коломенского предпринимателя Руслана Анчурова. В свои 28 он успел поработать спасателем, барменом, бариста.
Следующая история про традиции. Торговые точки коломенского хлебокомбината гости города буквально берут осадой. Ведь где еще попробуешь тот самый хлеб из детства или торт Сказка.
«Мы пробовали в кондитерском производстве производить различные торты. Вплоть до того, что наливные, ну все, что самые новинки, а оказались самые востребованные Сказка, Абрикотин, Ленинградский, хотя рецептура этих тортов – это советские времена еще», – рассказал Юрий Драчев, коммерческий директор хлебокомбината.
Местные говорят, что Коломна притягивает и исполняет желания. Она и правда такая, волшебная. Город, который можно попробовать на вкус, аромат, потрогать руками и перенестись в прошлое. Здесь определенно стоит побывать. Только помните, поездка в Коломну может кардинально изменить вашу жизнь.