Эстафета творческих поисков: ГМИИ им. Пушкина возглавит искусствовед Елизавета Лихачева

В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина сменилось руководство: Марина Лошак покинула пост директора, который занимала с 2013 года. Ее заявление об уходе по собственному желанию было подписано 20 марта - об этом сообщили в Министерстве культуры РФ. Министр Ольга Любимова уже подписала приказ о назначении на эту должность искусствоведа Елизаветы Лихачевой.

Эстафета творческих поисков: ГМИИ им. Пушкина возглавит искусствовед Елизавета Лихачева
© Российская Газета

"Под руководством Марины Лошак было запущено свыше 60 ярких выставочных российских и международных проектов", - говорится в сообщении Министерства. "Воплощены в жизнь спецпроекты для младшего возраста, а также проект "Пушкинский. Ю", который объединяет все молодежные программы музея, вовлекая юных зрителей в культурную среду. Открылась программа "Друзья Пушкинского", что помогло создать большое сообщество постоянных посетителей музея", - обращают внимание в ведомстве, подчеркивая: за время, что ГМИИ им. Пушкина возглавляла Марина Лошак, ведущий российский музей западноевропейского искусства находился в непрерывном развитии.

Об искусствоведе Елизавете Лихачевой, с 2017 года руководившей Государственным научно-исследовательским музеем архитектуры им. Щусева (а проработала она в нем гораздо дольше - почти 17 лет), в ведомстве рассказывают: "За последние шесть лет, с момента, как Елизавета Лихачева заняла пост директора, посещаемость музея увеличилась в четыре раза - с 27 до 110 тысяч человек ежегодно. Музей архитектуры встал в линейку самых популярных музеев Москвы, вновь став одним из ведущих культурных учреждений России и центральной институцией в области истории архитектуры".

За время руководства Елизаветы Лихачевой в Музее архитектуры было организовано более 80 выставочных проектов. Расширилась и постоянная экспозиция - музей представил публике уникальные фрески затопленного Троице-Макарьева монастыря в Калязине.

"Один из наиболее ярких проектов Елизаветы Лихачевой - работа в Доме Мельникова. За эти годы под ее руководством было описано более 28 тысяч предметов мемориальной обстановки и творческого архива Константина Мельникова и его сына - Виктора Мельникова. Главный итог работы филиала Музея архитектуры - подготовка реставрации Дома Мельникова. В 2018-2020 годах было проведено полное предреставрационное обследование", - говорится в сообщении Минкультуры.

После перехода на новую должность Елизавета Лихачева продолжит консультативную поддержку реставрации, начало которой запланировано на май 2023 года.

Напомним, Константин Мельников - один из самых известных русских архитекторов XX века, а Государственный музей Константина и Виктора Мельниковых - филиал Музея архитектуры имени Щусева. Громкой стала временная (закрылась в феврале этого года) выставка, посвященная 130-летию архитектора, - "МЕЛЬНИКОВ/MELNIKOFF", благодаря которой отметку в 40 тысяч посетителей музей в 2022 году смог преодолеть всего за два месяца.

С той поры, когда Елизавета Лихачева стала директором Музея архитектуры, его посещаемость увеличилась в четыре раза - до 110 тысяч человек в год

На пост директора Музея Щусева Елизавета Лихачева была назначена по итогам конкурса, на котором претенденты на должность показывали свои концепции развития музея. При этом поначалу коллектив воспринял ее в штыки и даже просил не допустить ее назначения - из-за отсутствия у нее подобного опыта. Однако результаты говорят сами за себя.

Новым директором Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А. В. Щусева станет Наталья Шашкова, занимающая до этого времени должность заместителя директора по учетно-хранительской работе - главного хранителя этого учреждения. В должность она вступит 22 марта.

Прямая речь

Марина Лошак:

- Мое жизненное кредо - двигаться дальше. Десять лет для директора - достойный срок. Музей стоит на верных рельсах, у меня есть проекты и идеи, которые я хочу реализовать в новых условиях, с новой динамикой, но с теми же целями: искусство для всех, новые смыслы, надежды на будущее. Я была директором музея 10 лет. Дальше нужно, чтобы пришел следующий человек с новой энергией, с новыми мыслями, и с новыми амбициями продолжал начатое другими.