«Весь наш общий труд с Тарасовой и Морозовым — большой вклад в их будущее серебро Олимпийских игр». Интервью Марины Зуевой
Знаменитый тренер фигуристов — о возвращении Дайсуке Такахаши, переживаниях Виктории Синициной и разбитом Максимом Траньковым стереотипе. Марина Зуева — многократный тренер олимпийских чемпионов. Именно под ее руководством когда-то дважды победили юные Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков, затем команда Зуевой привела к олимпийским медалям танцоров Тессу Вирту и Скотта Мойра, Мэрил Дэвис и Чарли Уайта, Майю и Алекса Шибутани. Тренер внесла большой вклад и в развитие карьер русских спортсменов: в свое время она сформировала из едва образованного дуэта Виктории Синициной и Никиты Кацалапова полноценный танцевальный дуэт, а позже помогла Евгении Тарасовой и Владимиру Морозову обрести новый стиль, который в итоге привел к победам. Накануне чемпионата мира по фигурному катанию «Матч ТВ» поговорил с Мариной Зуевой о ее прошлых и нынешних тренерских победах. Она рассказала про феномен возвращения в спорт знаменитого японца Дайсуке Такахаши и секрет тренерского прогресса Максима Транькова. Также специалист объяснила, почему в мировых танцах на льду сегодня нет и не предвидится лидера. «Возвращение Дайсуке Такахаши очень эмоционально для всей Японии» — Расскажите, кто сейчас ваши ученики? — На недавнем чемпионате мира среди юниоров у меня выступали танцоры Елена Кархарт и Владимир Горовой, представляющие США. Они вошли в десятку. Сейчас мы прилетели на взрослый чемпионат мира. Сюда квалифицировались три моих пары: японский танцевальный дуэт Кана Мурамото и Дайсуке Такахаши, азербайджанцы Адрианна Кархарт и Александр Колосовский, спортивная пара Изабелла Гамес и Александр Коровин, выступающая за Филиппины. Для школы это очень хорошо — когда на главном старте сезона несколько пар, причем под флагами разных стран. — Такахаши — очень необычный пример в фигурном катании: одиночник спустя годы возвращается на лед в новом качестве, с партнершей. — Конечно, это феномен — так перезапустить карьеру в 35 лет, полностью сменить профиль, еще и после большого перерыва в спорте. Среди известных фигуристов такое впервые! А хронология событий такова. Я работала с Каной Мурамото с сезона-2014/15. Она пришла ко мне как раз после Олимпиады в Сочи. Ее партнер, увы, завершил карьеру, но я видела, что Кана — очень талантливая танцорка. Рекомендовала ей пойти учиться в балетную школу в Лос-Анджелесе. Она там работала, потом уехала в Японию и каталась в местном шоу. Там они выступали с Дайсуке и он предложил Кане вместе вернуться в спорт. Вообще я давно слышала от нескольких своих учеников, которые пересекались с Дайсуке в шоу, что он изъявлял желание попробоваться в танцах. Он говорил это даже на пике своей карьеры одиночника. Кана мне позвонила и сказала, что нашла потрясающего партнера и хочет кататься с ним в моей школе. Конечно, я не могла отказать ученице. А узнав, что новый партнер — сам Такахаши, была безмерно счастлива! Я ведь помню все его выступления — еще с детских лет наблюдала этапы его карьеры и потом бронзу на Олимпиаде в Ванкувере, которая и для меня стала символичной (в 2010 году в танцах на льду первые два места на пьедестале завоевали ученики Марины Зуевой: Тесса Вирту и Скотт Мойр, Мэрил Дэвис и Чарли Уайт. — Прим. «Матч ТВ»). Сомнений в успехе не было — просто радость, что опять повезло с учениками. — Какими вы видите перспективы этого дуэта? — Конечно, карьера Дайсуке в танцах сложилась бы блестяще, начни он сразу после завершения карьеры в одиночном виде. Они с Каной вместе третий сезон, и этого маловато для скатывания. Время, множество ресурсов… Когда они исполняют программы частями, дух захватывает! Но всё вместе пока сложно. Надеюсь, сейчас мы успешно выступим на чемпионате мира. Мы готовились и едем с хорошими чувствами на эти соревнования. Что дальше — поглядим. Мы ведь привыкли жить от сезона к сезону. Дайсуке недавно исполнилось 37 лет, но вообще я вам скажу: возраст — не критерий. Вспомните, как китайский парник Хунбо Джао в 36 лет стал олимпийским чемпионом (2010 г. — Прим. «Матч ТВ»), а Тара Липински — в 15! Возвращение Дайсуке очень эмоционально для всей Японии. Не случайно я выбрала «Призрак» темой их программы. Это как вторая глава — даже книга — о карьере Дайсуке. Ведь он уже фантом наяву. Если в одиночном катании он был одним призраком, то, приобретя Кану, он сделал из нее диву. Да, она всегда была талантливой танцоркой, но с Дайсуке засверкала еще ярче. Их история очень соответствует концепции фантома. Здесь глубокий смысл: звезда повторяет свой образ на льду в обновленном виде. — Фигурное катание и Филиппины — такое экзотическое сочетание! Как образовалась эта пара с русским Александром Коровиным? — Как и в предыдущем случае, всё началось с партнерши. Изабелла начала приезжать ко мне на сборы еще лет десять назад, с другим мальчиком. Я ставила им программы. Когда я перевезла свою школу во Флориду, Изабелла позвонила и сказала, что хочет у нас тренироваться, найти нового партнера. В это время здесь были Женя Тарасова и Володя Морозов, часто приезжал их тренер Максим Траньков. Он немного помогал мне с Изабеллой и подал идею поставить ее в пару с Сашей. Тот был как раз в поиске партнерши и мечтал попасть на крупные соревнования. Мы всё обговорили и решили попробовать. Изабелла с Сашей подошли друг другу антропометрически, так процесс и пошел. Конечно, не всё идеально: у каждого были разные школы, по-разному поставлена техника, поэтому парные элементы даются трудно. У Изабеллы есть проблемы с прыжками. Но ничего, мы работаем. Верю, что рано или поздно всё получится. К слову, это вообще впервые в истории фигурного катания Филиппин — когда пара от этой страны квалифицируется на чемпионат мира. «Синицина и Кацалапов приезжали на соревнования на родину, а зрители свистели. Виктории было психологически трудно» — Когда в 2019 году вы согласились тренировать Евгению Тарасову и Владимира Морозова, это был некий вызов самой себе? Ведь после Екатерины Гордеевой и Сергея Гринькова у вас не было всемирно известных учеников из парного вида. Я так понимаю, вы больше учили их не технике, а хореографии, скольжению, презентации. — Конечно, Женя и Володя пришли ко мне уже сложившимися спортсменами — с достойным опытом, титулами. Все-таки серебро чемпионата мира и командное серебро Олимпиады! Технически готовая пара. Они работали с энтузиазмом, чтобы найти свой стиль — уникальный и запоминающийся, чтобы исполнение программ было вдохновенным. Не просто элементы и хореография под музыку, а великое катание. Я очень рада, что у нас получилось. Ведь опыт, заложенный в моей команде, дал Жене и Вове возможность исполнять последующие программы также. Весь наш общий труд — большой вклад в их будущее серебро Олимпийских игр. — Как создавалось знаменитое «Болеро», уникальная аранжировка? Вы ведь еще украсили программу танцевальной поддержкой в концовке. — Я подобрала тему «Болеро», так как видела, что эта музыка ложится на индивидуальность спортсменов. Рассказала идею композитору Александру Гольдштейну, с которым сотрудничаю много лет. Он еще для меня редактировал музыку, когда я каталась. Александр прислал много вариантов исполнения, и мы тщательно выбирали, какой лучше. Ведь сейчас каждый элемент на льду должен быть поставлен под музыкальную фразу — судьи это оценивают. Поэтому без опытного композитора невозможно создать грамотное музыкальное сопровождение. Что касается поддержек, то сегодня в фигурном катании много взаимоиспользуемых элементов. Я и в танцах часто внедряю парные элементы — те, что помню из предыдущих лет. Тренеры и хореографы парного катания активно изучают все танцевальные новшества, а в одиночном катании берут много танцевальных трюков — в дорожках шагов, например. Так что идет серьезное слияние и взаимодействие. — Как-то в интервью вы сделали интересное наблюдение про Евгению и Владимира: что они селекционная пара, одни из последних представителей классики. Что вы имели в виду? — Речь о гармонии, соответствующей правильному понятию пары. Красивое телосложение, мощный партнер и нежная партнерша в его руках. Ведь когда юноша поднимает на вытянутой руке хрупкую девушку, это же логично, правда? Поэтому исполнение элементов выглядит очень легко, надежно и правильно. В этом суть гармонии. — Каких еще фигуристов вы можете назвать селекционными? — Нейтана Чена. Мне кажется, он очень гармоничен для одиночника: тонкий и небольшой, чтобы исполнять прыжки. Все девочки группы Этери Тутберидзе — селекционные. В женском одиночном катании без этого сейчас вообще никак. Ведь чтобы прыгать четверные, должны быть соответствующие пропорции. — Ваше сотрудничество с Евгенией и Владимиром прекратилось из-за пандемии? — Да, Максим долго не мог получить визу и приехать к нам в школу. Мы ждали, потом Женя с Вовой улетели в Россию, там начался сезон, а вырваться обратно оказалось проблемой. Но я еще долго участвовала в их жизни дистанционно. Вообще пандемия сильно помешала многим. В любом случае, я очень рада, что карьера Жени и Володи завершилась на высоте. Потому что было сложно — несмотря на хорошие пропорции, их сильное желание и труд. Но они всё преодолели и завоевали заслуженные титулы. — Максим Траньков рассказывал, что вы помогаете ему как тренеру — передаете опыт. — Когда Максим ездил с Женей и Вовой по соревнованиям, мы с ним разговаривали каждый день: он подробно рассказывал, как прошла тренировка, я давала советы. Это всё занимало время и энергию. Вы только представьте: каждый день, несмотря на всю его занятость! Сейчас уже нет повода так часто общаться, потому что у Максима другая работа. В любом случае, я очень ценю его как тренера — он так вырос за маленький период! Говорят, из олимпийских чемпионов (успешных спортсменов) не получается хороших тренеров. А Максим разбивает этот стереотип: он стал тренером благодаря личным амбициям. Так внимательно работал с Женей, старался не показывать себя лишний раз, а создать правильную атмосферу для своих учеников. Это очень грамотный подход для тренера, который именно Максиму — олимпийскому чемпиону — давался с трудом. Ведь победители привыкли видеть себя и свое мастерство. Одним словом, Максим — молодец! — Вы долгое время работали с Викторией Синициной и Никитой Кацалаповым, когда их дуэт только начал совместный путь. Как всё сложилось? — Ко мне приехали два спортсмена: партнер из распавшегося танцевального дуэта и другая партнерша. На старте это было именно так, и из них я сделала единый, гармоничный дуэт. Меня многие спрашивали, что труднее всего давалось в работе с этими ребятами. Я могу однозначно сказать: негативное отношение всех — и технических специалистов, и общественности. Потому что очень яркий и восхитительный тандем был у Никиты с Еленой Ильиных. Когда они расстались, мало кто верил, что можно создать новую пару, которая тоже станет прекрасной. Я всем говорила: «Мне нужно время, и дуэт будет». Так и случилось. Я рада, горжусь. — Какими вы запомнили фигуристов в тот период? Все-таки Никита был уже со статусом, а Виктория лишь набирала опыт на высоком уровне. — Два абсолютно разных человека — из разных школ фигурного катания. Вика была технически очень достойно подготовлена, она ведь из группы Светы Алексеевой. Да, она к тому времени выиграла юниорский чемпионат мира, участвовала в Олимпиаде. Но этого опыта все равно мало для взрослого уровня, плюс она моложе Никиты. Ей не хватало бэкграунда. Даже во время поддержек чувствовалось недоверие Вики к себе. Это именно внутренняя самонедооценка. Вокруг гуляли разговоры в негативном ключе. Мы много работали с психологом Маргаритой Будановой: она специально прилетала из Москвы в Америку, чтобы помогать нам. Затем приезжали ребята на соревнования на родину, а зрители свистели… Я это точно помню на самом первом их турнире в России. Виктории было психологически трудно. Но в итоге получился красивейший танцевальный дуэт нового времени. Вика стала достойной и равноценной партнершей Никите. Это всё командный труд, в котором большую роль сыграли и психолог, и тренеры Олег Эпштейн, Массимо Скалли, и хореограф Елена Соколова. Все мы единомышленники, которые помогали преодолеть главным образом психологическое давление. Оно сказывалось на взаимоотношениях и вообще на всем. — Кого вы считаете сегодняшним лидером в мировых танцах на льду? У кого видите перспективы из подрастающего поколения? — Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон — однозначные чемпионы прошлых лет — в уходящем сезоне не выступали, поэтому лидера нет. Из подрастающего поколения танцоров никто пока себя не показал как лучший. А вы считаете кого-то самым ярким? — Допустим, мне нравятся Мэдисон Чок и Эван Бейтс. Но я сужу сердцем — как зритель, а не эксперт. — У этих фигуристов тоже были проблемы в этом сезоне. И всё равно, без французов трудно делать какие-то выводы. Нужен именно стабильный лидер, проверенный временем и разными турнирами. Пападакис и Сизерон были таковыми. Я уж не говорю, что русских соперников нет на международном льду. Ведь они занимали ведущие позиции почти во всех видах фигурного катания, а с их отсутствием мировой спорт очень обеднел. Уровень точно понизился, вместо того чтобы подниматься, как раньше происходило каждый год. Особенно в женском одиночном виде, где русские девочки стимулировали всех остальных. — Вы смотрели выступления российских фигуристов за последний год? — Да, но комментировать не берусь, потому что смотрю только записи по интернету, на маленьком экране телефона. Мне нравится, я вижу движение вперед. Но выделить кого-то трудно — слишком необъективно без живого восприятия. Фигурное катание — это ведь 50% спорта и 50% искусства. Только так его можно оценивать.
«Назначение Амарала — аморально для российского футбола. Корнеев знает в десять раз больше европейских футболистов» — Черданцев
«Надеюсь, матч «Спартак» — «Локомотив» пройдет без драк, и после игры мы будем обсуждать только футбол» — Дьяков
«Батраков проводит прекрасный сезон, а в таких матчах, как со «Спартаком», большой игрок должен себя проявлять» — Гасилин