Сделал, что МОК: надо ли ехать без гимна и флага на Олимпийские игры и чемпионаты мира?

Томас Бах известен как заслуженный мастер спорта в умении сидеть не на двух даже — на трёх или четырёх стульях. Иначе словесные экзерсисы президента Международного олимпийского комитета (и между прочим, первого олимпийского чемпиона, оказавшегося на этом посту!) оценить сложно.

Ну так зря, что ли, он выиграл Олимпийские игры в Монреале-1976 именно в фехтовании, которое часто сравнивают с шахматами? В том числе — и по той причине, что там тоже надо продумывать всё на несколько ходов вперёд…

Возможно, и на сей раз герр Бах просчитал всё куда лучше нашего, а мы (или потомки) через много лет это оценим и поаплодируем. Могу, естественно, ошибаться. Но пока создаётся такое ощущение, что он в попытке угодить всем… не угодил никому.

Почему? Сейчас объясню.

Вот смотрите: президент МОК призвал международные спортивные федерации дать российским и белорусским атлетам возможность соревноваться в нейтральном статусе. Без флага, гимна и прочих государственных символов. А командам из России и Белоруссии допуск закрыт: соревноваться можно, но только индивидуально. И рекомендации по запрету на проведение международных соревнований у нас тоже остаются в силе.

Есть ли недовольные таким решением? Мягко говоря, хватает.

Да, разрозненные чиновничьи голоса (навроде министра спорта РФ Олега Матыцина) и раздаются с робкой, иначе не скажешь, поддержкой баховских «мирных инициатив». Мол, ребята, давайте жить дружно, ну, съездим ещё разок под нейтральным флагом-то, чай, не впервой. И даже отдельные спортсмены и тренеры, включая достаточно именитых, как Татьяна Тарасова, под этим подписываются: век спортсмена короток, включается известная до скрежета зубовного мантра: нельзя терять лучшие годы, можно отстать от лучших, ежели с этими лучшими не соревноваться…

Но большинство, насколько понимаю, в российских спортивных кулисах — не буду уж говорить за белорусские! — солидаризируется с мнением многократной олимпийской чемпионки, а ныне президента Федерации лыжного спорта России Елены Вяльбе. Пускай и попрекает её телеведущий Дмитрий Губерниев тем, что сама Елена Валерьевна уже на Олимпийских играх в нейтральном статусе была — и даже подопечные её медали в этом разрезе завоёвывали, но всё же ситуация в мире с тех пор, скажем деликатно, немного изменилась.

Вот что, собственно, озвучила Вяльбе в интервью «Чемпионату»: «Должно же быть абсолютно чёткое понятие, причина, по которой у тебя отобрали флаг и гимн. Причину, по которой мы последние Олимпиады прошли без национальных символов, пусть эта причина и нечестна по отношению к нам, мы знаем. Сейчас совсем другая история… Моё убеждение, моё мнение — я не знаю, согласятся ли с этим мнением руководители нашего спорта, Олимпийского комитета России или президент нашей страны, но я живу в свободной стране и имею право его высказать: если сейчас поехать под нейтральным флагом, то мы вызовем определённую ненависть, нагнетание и негодование со стороны наших болельщиков. Это приведёт к расколу в обществе».

Исчерпывающе? Вполне.

Но если заглянуть «по ту сторону», выяснится, что и там недовольных Бахом и его решением — выше крыши. Дескать, да как он смел, да никогда мы с российскими/белорусскими спортсменами в одно поле не выйдем, да это же просто небезопасно для них самих… При этом аргументы насчёт теннисистов, спокойно (ну или не очень спокойно) участвующих, как и раньше, в турнирах, хоккеистов, играющих в заокеанской НХЛ, гандболистов и гандболисток, штурмующих вершины в Лиге чемпионов в составе суперклубов, в конце концов, футболистов сборной Белоруссии, которую почему-то никто ни от чего не отстранил, не очень-то и воспринимаются.

Пропаганда — что тут скажешь! Да ничего. И не поспоришь. Спорт никогда не был вне политики. Большой спорт. Он и есть политика.

И всегда был. И в 1984-м, когда советские и другие социалистические спортсмены не поехали на Олимпийские игры в Лос-Анджелес. И в 1980-м, когда, напротив, представители «империалистического Запада», включая, кстати, Томаса Баха, пропустили Игры в Москве. Да и в 1976-м, когда многие африканцы бойкотировали олимпийский Монреаль из-за того, что там участвовала Новая Зеландия, которая сыграла с ЮАР в регби, хотя сам этот вид спорта представлен, естественно, нигде не был, но ведь апартеид… Ну, в общем, вы поняли.

Даже если ничего не поняли.

Впрочем, разобраться во всей этой истории по-любому непросто. Хоть с пол-литром, хоть без оного. Поэтому некоторые спортсмены уже голосуют, как принято было раньше говорить, ногами. Уезжают выступать за иные страны. Не за клубы иных стран, не путайте: играющий за «Вашингтон Кэпиталз» хоккеист Александр Овечкин или за «Торино» футболист Алексей Миранчук — «это другое», они могут приехать при этом когда-нибудь и в сборную нашей страны.

А вот Александра Костенюк в шахматах и Софья Просвирнова в шорт-треке (том самом, где мы тоже в своё время заманили корейца Витю Ана) уже приняли решение выступать под швейцарским и датским флагами соответственно. Характерно, что коллеги по виду спорта их не осудили. Ну, в большинстве своём. Напротив, пожелали счастливого пути и профессиональной реализации. С циничной ремаркой: «Они уже отдали долги взрастившей их родине». Не буду указывать автора цитаты. Но она показательна, ибо согласны с ней многие.

…«Без флага. Без гимна. Без счастья». Так назывался в 1992-м репортаж моих коллег из еженедельника «Футбол» о выступлении нашей сборной на Чемпионате Европы под странноватой аббревиатурой СНГ. Тот вояж в Швецию команде, объединившей представителей бывших советских республик под руководством Анатолия Бышовца, счастья действительно не принёс.

Впрочем, были несколько месяцев спустя и летние Олимпийские игры в Барселоне, где под тем же белым флагом с кольцами спортсмены из России и других новоиспечённых государств взяли немало медалей.

Хотя — стоит ли приводить эти примеры? Ведь то была совсем другая история (трудно не согласиться с Вяльбе). И время — другое.

Автор: Василий Андреев

Обложка: © DavidRockDesign / Pixabay

Сообщение Сделал, что МОК: надо ли ехать без гимна и флага на Олимпийские игры и чемпионаты мира? появились сначала на Москва Меняется.