Есть ли в Москве дефицит мази и ампул гидрокортизона?
Из аптек исчезло дешевое и популярное лекарство. В Москве стало сложно купить гидрокортизон в виде мази для наружного применения. Тот же препарат в ампулах для инъекций вообще отсутствует в столичной рознице. Есть перебои и с другими препаратами той же группы. Моему коллеге врач выписал мазь гидрокортизон для наружного применения, но ее оказалось не так-то просто найти. Она есть, но не во всех аптеках, и ехать за ней придется далеко. Возможно, мазь отсутствует только в одном или нескольких районах столицы, потому что в справочной Aptecamos.ru, куда Business FM позвонила под видом клиента, сказали, что мази много. Но при этом выяснилось, что гидрокортизон для инъекций отсутствует совсем. Его, конечно, можно заменить на преднизолон: это препараты одной группы. Другое дело, что и преднизолона в форме суспензии для инъекций в московских аптеках тоже нет. Вот что заявили в справочной «Аптек столицы»:
— Суспензии у нас вообще нет в сети. Да, у нас нет, и аналогов нет.
— А что случилось? Давно это?
— Может, после Нового года. Скорее всего, проблемы с сырьем. Смотря какие страны производства, Франция, к примеру, там. Ну, поставок нет. Проблема с поставками, видимо, пока.
Тому же гидрокортизону можно легко найти замену, заверила Business FM иммунолог-аллерголог Надежда Логина:
Надежда Логинаиммунолог-аллерголог«Гидрокортизон — кортикостероидный препарат одного из первых поколений, имеет очень большое количество аналогов. Специалисты прекрасно знают эти аналоги, их очень много. Я сейчас не буду перечислять. Нет проблем с заменой этого препарата никакой. Это просто кортикостероидный препарат — и все. Кортикостероидные препараты очень широко применяются при очень многих заболеваниях, в том числе и при аллергических, и при аутоиммунных заболеваниях, и при других».
Проблем с аналогами, может быть, и нет, но есть другая. Гидрокортизон и преднизолон — это дешевые лекарства. Точнее, они были дешевыми, когда в аптеках можно было купить препараты российского производства. Теперь же остались только дорогие импортные аналоги, да и те придется поискать. Например, гидрокортизон плюс лидокаин в виде ампул для инъекций венгерской фирмы «Гедеон Рихтер» стоит от 500 рублей за упаковку, то есть в два с лишним раза больше, чем отечественная продукция. Но даже импорт есть в наличии далеко не везде.
Возможно, дело в том, что сами российские производители перестали выпускать эти препараты, входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших. Розничную цену на них регулирует государство, а стоимость производства растет. Продолжает директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов:
Николай Беспалов директор по развитию аналитической компании RNC Pharma «Санкционные ограничения очень серьезно усложнили логистику, и, соответственно, логистика подорожала. Себестоимость в принципе продажи этих препаратов очень серьезно выросла, а компании не имеют возможности проиндексировать цену и, в общем-то, поднять, так сказать, рентабельность этой деятельности, поэтому, конечно, я думаю, что основная проблема — именно из-за этого и возникают перебои. То есть просто финансово поставки этого препарата оказались неинтересны компаниям-производителям».
Сами лекарства под санкции не попали. Однако многие европейские поставщики все равно прекратили отгрузки в Россию сырья для выпуска лекарств. То ли из-за проблем с логистикой, то ли просто на всякий случай. И это вызвало еще одну проблему, о которой говорит руководитель аналитического отдела газеты «Фармацевтический вестник» Елена Калиновская:
Елена Калиновскаяруководитель аналитического отдела газеты «Фармацевтический вестник»«В связи с экономическими санкциями пришлось менять поставщиков всяких составных веществ, то есть там же не просто гидрокортизон и все — нужно же сделать эту мазь. Чтобы поменять поставщика, нужно внести изменение в регистрационное досье. Это время, это деньги, и если для производителя это очень затратно, потому что там пошлины повысились на внесение в регдосье, то он может просто как бы притормозить эту процедуру, дождаться лучших времен. У него есть, например, другие препараты, которые стоят дороже. Производство — это все равно бизнес, они должны получать деньги, поэтому они смотрят. Так мне объясняли сами производители».
Если исходить из того, что есть проблемы с производством лекарств в России, то, наверное, это должно как-то сказаться на доступности не только гидрокортизона, но и других препаратов. Возможно, так и есть, только мы об этом пока не знаем. Зато известно, что некоторые препараты просто подорожали — причем непонятно почему. Например, тот же димексид, который также прописали моему коллеге. Еще два-три года назад небольшой пузырек этого препарата стоил меньше 100 рублей, теперь — больше 200. Странно здесь то, что димексид мы точно не импортировали. И сырье для его производства тоже российское.