«Маунтинбайк — основной вид, зимний триатлон — для подготовки». Евграфов доказывает, что велоспортом можно заниматься круглый год
Разговор о МТВ в день основных гонок на чемпионате России. В 2016-м Евгений Евграфов стал призером первенства России по маунтинбайку. Это его основной вид спорта. Но с тех пор он успел попробовать себя и в других видах — кросс-дуатлоне и зимнем триатлоне. Даже о маунтинбайке у нас в стране не каждый знает, а уж о таких неолимпийских дисциплинах — тем более. Поговорили с ним о том, зачем он занимается для многих непонятными дисциплинами, нравится ли ему нынешняя трасса чемпионата России по кросс-кантри в Миассе и как нужно привлекать болельщиков в маунтинбайк. — Я из Чувашии, у нас есть Центр развития маунтинбайка, там растет молодежь, которая занимает потом высокие места. Так что про маунтинбайк у нас все знают. Ирина Калентьева из Чувашии, благодаря ей маунтинбайк получил в нашем регионе такое развитие. — Кристина Ильина сказала, что пошла в маунтинбайк, чтобы меньше в огороде работать. У вас какая была причина? — Мне просто нравилось кататься. До этого было дзюдо, но не зашло. Продолжал кататься ради удовольствия, стартовал в любительской гонке и уже в 2015-м мне предложили пойти в спортшколу. Там можно было еще больше кататься на велосипеде! Катался круглый год — и зимой, и летом. Для маунтинбайка у нас в стране хорошие условия. Можно ездить в лесах, полях. — Как пришли к решению выступать в лыжном триатлоне (бег, велосипед, лыжи — прим.)? — Решил попробовать для функциональной подготовки в 2018-м. На первом чемпионате России сразу выполнил мастера спорта. Плюс в том же году попробовал себя в дуатлоне (бег, велосипед, бег). Заявился на соревнования и выиграл, победил даже у многократного чемпиона мира по зимнему триатлону Павла Андреева. Он и предложил мне поехать на чемпионат Европы по кросс-дуатлону в Испании. Там я выиграл в категории до 23 лет, с тех пор каждый год ездил. — Вы ехали на шоссе гонку в гору в этом сезоне. Как впечатления? — Это второй опыт на шоссе для меня. В прошлом году сделал это первый раз, это совсем другая работа, скорости другие, плюс там была равнина. Все это сильно отличается от маунтинбайка. Прошлогодний старт проехал не очень, а вот гонка в гору — это уже больше подходит. — Не пытались найти себе европейскую команду? — Нет. К тому же сначала была пандемия, теперь другая ситуация и возможностей мало куда-либо попасть. — А если найдется вариант, поедете? — Надо будет подумать хорошенько, что будут за условия. — Полагаю, они все равно будут лучше, чем нынешние. — Как минимум в техническом обеспечении. — Велокросс практикуете? — Бывает, но не особо его люблю. В маунтинбайке интереснее — больше спусков, да и подинамичнее получается. К тому же сейчас его стали проводить зимой, а я в это время еду зимний триатлон. — Если велокросс включат в программу зимних Игр, пересмотрите свое решение? — Тут уже придется выбирать между ним и зимним триатлоном, а так как я в первую очередь велосипедист, скорее выберу велокросс. — Самая интересная российская трасса для маунтинбайка? — Могу выделить Архыз, в прошлом году ехали там Спартакиаду. Сейчас вот сделали интересную трассу для чемпионата в Челябинской области. — Одинаковых трасс не бывает. Какие больше нравятся вам? — С хорошим подъемом, где можно поработать. Трассы, где есть интересные техничные спуски, трамплины, камни. — Считаете свой вид спорта экстремальным? — Вполне. Есть опасные моменты, где можно прилично поломаться. Но вообще не было на моей памяти такого, чтобы трассу невозможно было проехать. Бывают сложные куски, но нужно учиться на них работать, это повышает уровень. — Велоспорт в России не так популярен, как во многих странах, а маунтинбайк из видов велоспорта, пожалуй, и вовсе самый не раскрученный. Вы отдаете все свое время этой работе. Что мотивирует? — Мне просто это нравится. Плюс у нас в регионе маунтинбайк знают и любят. Сейчас есть любительские гонки, в которых довольно много участников. Но в профессионалах действительно народу меньше. — Как можно заинтересовать человека маунтинбайком? — Пригласить на гонку, выбрать хорошую трассу, чтобы показать наш вид спорта зрелищным. В Европе делают трассы так, чтобы человек, стоя в одном месте, мог видеть как развивается сюжет гонки, у нас — уехали в лес и все. Но ситуация уже меняется к лучшему. В Миассе вот интересно наблюдать за борьбой, хорошо спроектировано. — А по трансляциям? — Я бы показывал для начала соревнования в дисциплине шорт-трек, где все довольно динамично. Олимпийский кросс-кантри для человека, который мало знает о велоспорте и конкретно маунтинбайке, с первого раза будет сложен для восприятия. Шорт-трек я бы показывал новому зрителю по телевидению, а олимпийский формат лучше все же смотреть на трассе, чтобы прочувствовать атмосферу. — Как продвигать маунтинбайк в массы? — Я думаю, для начала надо чаще проводить соревнования в городской среде. Где-нибудь в парке, чтобы люди, которые просто, скажем, гуляли там в выходной, могли впервые увидеть и проникнуться нашим видом спорта. К тому же, в маунтинбайке трассу можно сделать полностью искусственной, она от этого не потеряет в динамичности, в качестве. Все это возможно, на самом деле. Надо к этому стремиться.