Любовь рисковать и понимание психологии атлета – за счет чего Москвина остается на вершине?

Тамара Москвина уже семь десятилетий входит в элиту фигурного катания. В 1960-е в паре с Алексеем Мишиным она выиграла медали чемпионата мира. А после стала тренером, и ее ученики завоевали 65 медалей Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы.

Любовь рисковать и понимание психологии атлета – за счет чего Москвина остается на вершине?
© Спорт день за днем

«Спорт День За Днем» продолжает цикл очерков о выдающихся лесгафтовцах. И сегодня мы расскажем о том, какие качества помогают Москвиной быть ведущим специалистом в мире столько лет.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

#1 Москвина постоянно учится и не боится рисковать

Москвина, несмотря на титулы и большой опыт, всегда учится новому. Предположу, что это исходит от отца Николая Братуся, делавшего все, чтобы его дети культурно обогащались. Однажды он купил большой рояль, чтобы его дочки учились музыке. Со временем рояль пришлось продать и купить вместо него пианино из-за того, что он занимал слишком много пространства в 12-метровой комнате.

Тем не менее, благодаря учебе в музыкальной школе имени Н.А. Римского-Корсакова Москвина освоила этот вид искусства, что помогает ей в работе при постановке программ (хотя Тамара Николаевна признается, что в детстве у нее были проблемы с сольфеджио и музыкальным слухом).

Желание учиться новому привело девушку в фигурное катание. В школе к 10-летней отличнице Тамаре посадили девочку Иру Ефремову, не отличавшуюся «образцовым поведением». Ирина рассказала, что занимается фигурным катанием на стадионе «Буревестник». И любопытная Тамара попросила соседку по парте переговорить с тренером, чтобы он разрешил ей тренироваться. И Иван Иванович Богоявленский, чемпион СССР 1933 года, разрешил и тем самым запустил великую карьеру.

Став фигуристкой, Тамара Николаевна продолжала учиться. Она с отличием закончила ЛГОИФК им. Лесгафта. Москвина признается, что полученные в вузе знания по педагогике помогают ей находить общий язык с учениками, которые намного ее младше.

В бытность спортсменки Москвина осознала ценность владения иностранным языком. На чемпионате Европы 1960 года в Гармиш-Партенкирхине (ФРГ) внимание фигуристки привлекла британка Салли-Энн Степлфорд. Она читала роман Агаты Кристи. Советской спортсменке в глаза бросилась обложка, на которой были изображены кровь, наганы и убитые люди. Для советского человека такая обложка была в диковинку, ведь советская пресса порицала капиталистический запад за «пропаганду насилия». Но Тамара Москвина отнеслась к этому без какой-либо брезгливости. Наоборот, она разговорилась с британкой, а та отдала ей свою книгу. Советская спортсменка прочитала книгу в оригинале, переводя текст построчно.

«Тогда я поняла, что без языка человек как птица без крыльев. Я стала активно изучать язык «приставанием». Человек сидит, а я спрашивала у него: «А это что? А как тебя зовут?». И я начала вовлекаться в разговор», – рассказывала Москвина в интервью «Первому Каналу».

Таким образом Москвина выучила английский язык, благодаря чему смогла общаться с зарубежными журналистами без переводчика. В дальнейшем это помогло ей, когда на стыке веков она уехала тренировать в США. Помимо российских пар, там она работала с дуэтом Джона Циммермана и Ины Кеко. Под руководством Москвиной они трижды выиграли чемпионат США и стали бронзовыми призерами ЧМ-2002.

Москвина старается черпать новые знания даже при просмотре развлекательных шоу по типу «Ледникового периода»:

«Как профессионалу мне это очень интересно. В шоу реализуется множество идей, которые можно позаимствовать и развить. Это касается и музыкального сопровождения, и стиля. Иногда я даже испытываю зависть, наблюдая за тем, как люди тратят меньше недели на подготовку новых номеров, но исполняют их так, словно катаются вместе давным-давно. Я, профессионал, работаю со спортсменами по два раза в день и не могу добиться от них такой стабильности и артистичности. Хочется же понять: почему? Ясно, что в спорте и сложность несопоставимая, и задачи. Тем не менее я постоянно размышляю на тему, что и как нужно сделать, чтобы готовый продукт появился как можно быстрее…», - признавалась Москвина в интервью «Спорт-Экспрессу».

#2 Москвина не боится рисковать

Умение находить нестандартные ходы всегда отличало Тамару Николаевну.

Пожалуй, главное, но вместе с тем достаточно рискованное решение Москвиной в бытность спортсменки – это переход из одиночное катания в парное. В 1960-ых Москвина была сильнейшей фигуристкой СССР – выиграла чемпионат страны пять раз подряд. Но при этом спортсменка посредственно выступала на международном уровне – за четыре чемпионата Европы она так и не поднялась выше 14-го места и ни разу не выступила на мировом первенстве.

С одной стороны, переход в парное катание – решение напрашивающееся. Но, с другой стороны, посудите сами – в своем виде вы сильнейший спортсмен страны, а переход в пары, где нужно будет подстраиваться под другого фигуриста, ничего вам не гарантирует. Ответьте себе честно – вы бы пошли на такой шаг?

А Москвина пошла. Она решила выступать в паре с Алексеем Мишиным. Оба партнера были людьми семейными и потому, как признается Москвина, старались на тренировке отработать быстрее, чтобы пойти к своим супругам. При этом Мишин уже тогда отличался мудростью, что проявлялось в тренировочном процессе. Когда тренер пары Игорь Москвин, муж Тамары Николаевны, давал им упражнение, фигуристка не соглашалась и начинала спорить. Тогда Алексей Николаевич говорил ей:

«Тамара, пусть тренер скажет свое задание. Путь это будет бредом. Давай послушаем этот бред, один раз сделаем. Он сам же увидит, хорошо это или нет. Или мы сами увидим, что это хорошо», – вспоминает Москвина.

Хорошие результаты у пары пошли сразу же. На Универсиаде 1966 года Москвина и Мишин стали бронзовыми призерами. А на первенствах СССР 1966 и 1967 годов они завоевали серебряные медали, уступив только сильнейшему дуэту мира – Олега Протопопова и Людмилы Белоусовой.

Перед лучшим сезоном в карьере (1968/69) Москвина и Мишин выбрали музыку, чем навлекли на себя строгий взор чиновников из Спорткомитета. На сборах на Украине Москвины и Мишин пошли пообедать в ресторан. Там они услышали матчиш «Была я балерина, слыла звездою…» в исполнении трех евреев. Мелодия была комедийно-гротескной, но она так понравилась спортивному коллективу, что они попросили музыкантов записать ее, а потом использовали в произвольной программе.

Короткую программу Игорь Москвин ставил своей паре под столь же веселую песню «Укусила Жучка собачку». Для фигурного катания ход был необычным. И кто-то доложил в Спортивный комитет СССР, что Москвина и Мишин «собираются кататься под похабную музыку, под которую советский спортсмен никак не может выступить за границей». Игоря Москвина вызвали на ковер, но ему удалось отстоять свою задумку.

И она сработала. На домашнем чемпионате СССР в Ленинграде Москвина и Мишин прервали трехлетнюю гегемонию Протопопова и Белоусовой и завоевали золото. На чемпионате Европы в шведском Вестеросе они завоевали бронзу, а на мировом первенстве в Колорадо-Спрингс уступили только Родниной – Уланову.

И спустя десятилетия Москвина не закостенела и готова на эксперименты. В интервью Василию Конову, она не исключила постановку программы даже под песню Моргенштерна:

«А вдруг придет какой-то современный постановщик и скажет: “А вот я могу, я придумаю, я такое сделаю. Я смелая, я скажу: “Давай пробуй!”. А если не получится, я переделаю. Но все равно надо пробовать. Нельзя быть в рамках того, что было 100 лет назад», – отмечала Москвина.

#3 Тонкое понимание психологии

Работа тренера парников сложна, ведь наставник должен добиться результата с двумя людьми, у которых могут быть сложные характеры, разный режим дня и разная реакция на результаты. Феномен Москвиной же состоит в том, что она нередко работала не с одним, а одновременно с двумя амбициозными дуэтами. И хоть фигуристы поддерживали между собой нормальные отношения, но подсознательно ощущали ревность к другой паре. Но под руководством Москвиной в конкуренции между собой достигали результата Мишкутенок – Дмитриев и Бечке – Петров, Казакова – Дмитриев и Бережная – Сихуралидзе, Бойкова – Козловский и Мишина – Галлямов.

Москвина, конечно, чувствует ревность одних атлетов к другим. Но вместе с тем она понимает, что конкуренция делает спортсменов сильнее. Потому создает такие условия, чтобы фигуристы не конфликтовали между собой, но при этом и подстегивали друг друга.

«Тамара Николаевна поняла, что это становится тяжело. Поэтому мы катались 45 минут с ней, а затем на второй лед выходили Бережная и Сихарулидзе. Нас разводили по времени. Я ей до сих пор говорю: «Ваши любимчики Бережная и Сихарулидзе». Но она не соглашается: «Да, никогда они не были моими любимчиками. Мне было важно привезти две пары на Олимпиаду». Потом уже я поняла, что благодаря конкуренции спортсмен делает гигантский шаг вперед. Когда ее нет – начинается деградация», – вспоминала олимпийская чемпионка 1998 года Оксана Казакова.

Да, бывали деликатные моменты, как на ЧМ-2021, когда после победы Галлямова и Мишиной Александра Бойкова в порыве злости сказала тренеру: «Поздравляю, теперь у вас есть чемпионы мира». Но Тамаре Николаевне хватило мудрости, чтобы потушить конфликт.

«Это абсолютно нормальный момент. Почему нельзя поздравить тренеров с успехом коллег по группе? Комментарии, которые последовали, даже обсуждать не хочу. Будучи непосредственной участницей событий, не вижу повода для дискуссий», – заявила Москвина журналистам.

Вообще многие считают, что в фигурном катании добиваются успеха только авторитарные тренеры. Но Москвина опровергает это. Тамара Николаевна называет себя либеральным тренером и выступает против всякого диктата. Наставник все делает так, чтобы атлеты самостоятельно осознали нужность того или иного упражнения.

«Если один раз заставил, во второй раз заставил, то в третий раз не заставится. Я хочу, чтобы мы делали общее дело как коллеги. А не как: “Я начальник, ты дурак”», – отмечала Москвина.

При этом Москвина – внимательный и тонкий психолог. Это ярко проявилось при работе с Казаковой. Фигуристка не могла контролировать свои эмоции и часто нервничала. Но однажды на тренировку пришел ее муж, и Москвина заметила, что спортсменка засияла и чисто выполнила все элементы. Тогда Тамара Николаевна попросила его фотографию и во время соревнований ставила ее на бортик, что помогало Казаковой успокоиться и взять золото на играх в Нагано. А Татьяна Тарасова и Елена Чайковская потом спрашивали у Москвиной: «Зачем ты поставила икону на бортик?».

И ведь уникальность Москвиной состоит в том, что она находила подход к разным поколениям с разными жизненными установками и предпочтениями.

«Мне хочется создавать одно поколение за другим, и чтобы они были разными. Чтобы шло развитие, чтобы новые ученики отличались чем-то от моих предыдущих учеников», – сказала Москвина в 2021 году.

В новый сезон она вступает с парой Александр Галлямов – Анастасия Мишина. И кажется, что у 82-летней Москвиной все еще впереди!