Войти в почту

В Новой Третьяковке открылась выставка к столетию московского спорта

Выставка "Век спорта". Новая Третьяковка на Крымском Валу, с 14 сентября по 14 января 2024 года

В Новой Третьяковке открылась выставка к столетию московского спорта
© Российская Газета

На месте Новой Третьяковки когда-то был стадион, чуть ли не первый в СССР: летом тут играло московское "Торпедо", зимой заливался каток. Сейчас конькобежцы, футболисты, пловцы, гимнасты обосновались на третьем этаже Западного крыла Новой Третьяковки, где открылся "Век спорта" - проект, посвященный 100-летию московской спортивной организации, созданной в 1923-м решением Президиума ВЦИК.

"Мы собрали что-то вроде небольших рассказов о командах и болельщиках, о крутых виражах, об искусстве поединков, о том, как все начиналось", - рассказала, открывая выставку, заместитель гендиректора ГТГ Татьяна Карпова.

И эти истории, собранные из шедевров российских художников, хочется на выставке читать и читать. Глава "Поединок": уверенный в своей силе могучий бронзовый "Борец дзюдо" Ашота Гаспаряна, трепетная девушка с ракеткой с полотна "Теннис" Александра Самохвалова, "Тир ДОСААФ" Сергея Базилева - стрелки в наушниках, вглядываясь в цели, поднимают винтовки. В центре "Грации и пластики" растянувшая шпагат на всю длину полотна Владимира Гаврилова "Мастер спорта Елена Тяжелова", а вот масштабная история на одном полотне - "Эстафета на Садовом кольце" Александра Дейнеки.

Художники, писавшие спорт, знали о нем не понаслышке, у многих были пропуска на спортивные арены, они днями просиживали на стадионах, наблюдая спортсменов в движении, ловя динамику, экспрессию, эмоции, наполняющие спорт и вдохновляющие художников, как мало что еще. И со многих полотен и скульптур эти эмоции просто выплескиваются на зрителя, как брызги воды с полотна Анатолия Мельникова "Ватерполисты. Острый момент". Рядом схожая по динамике "Велосипедисты" Петра Оссовского из Орловского музея: лидер гонки переводит дух, опершись ногой о придорожный столб и оглядываясь на преследователей.

Эта работа, как и несколько других, поступили из музеев России в неподходящем для экспонирования состоянии, и в должный вид их к выставке привели реставраторы Третьяковки.

Экспозиция готовилась совместными усилиями, в том числе бывших спортсменов, с которыми по просьбе кураторов общались сотрудники Москомспорта, и так рождались профессиональные комментарии под картинами. "Вратарь у Дейнеки летит за мячом животом вниз, это чревато отбитыми ребрами", просвещает зрителя и критикует классика бывший вратарь сборной России Руслан Нигматуллин.

На выставке нашлось место даже шахматам: вот расслабляются над доской комбайнеры ("На отдыхе" Виктора Попкова). Среди праздника энергии и красоты с удивлением обнаруживаешь в разделе "На лыжне и ледовых дорожках" с детства знакомый сюжет - "Опять двойка" Федора Решетникова: расстроенная мама, с укором смотрящая сестра, виноватый взгляд пацана. Но из драного портфеля торчат... коньки, а уши и щеки горят от мороза. Да, он снова выбрал не класс, а каток. А вдруг это будущий Борис Михайлов? Может, простим его в этот раз?