Эксперименты в самолетостроении: Главархив — о фонде инженера Семена Зоншайна
<p style="text-align: justify;">В 1978 год на хранение в Главархив поступил личный фонд инженера-авиаконструктора Семена Зонштайна. Среди его материалов представлены методические разработки в области конструирования летательных аппаратов с 1934 по 1976 год, а также конспекты лекций, записи к автобиографии и отзывы коллег по работе.</p> <p style="text-align: justify;"></p> <p style="text-align: justify;">Семен Зонштайн родился 5 октября 1898 года в Белостоке. С 12 лет мальчик работал подмастерьем в красильной мастерской, научился водить машину, был помощником шофера, а параллельно занимался самообразованием. В 1915 году он поступил в седьмой класс Дорогобужской гимназии, сдав экстерном все экзамены, а уже через два года окончил курс среднего образования и получил аттестат с отличием, который хранится в Главархиве. В мае 1918 года юноша вступил добровольцем в Красную Армию и воевал в первой конной армии под командованием Семена Буденного, но вскоре получил серьезное ранение и в 1922 году вышел в отставку. </p> <p style="text-align: justify;">В 1924 году Семен Зонштайн окончил учебу в Московском высшем техническом училище и был распределен в конструкторское бюро, которым руководил создатель первого советского истребителя ИЛ-1 Николай Поликарпов. Вскоре Зонштейн стал главным инженером на одном из опытных заводов, где придумывали новые модели самолетов, и в 1930 году получил назначение в Московский авиационный институт (МАИ), где руководил кафедрой проектирования самолетов. </p> <p style="text-align: justify;">В 1941 году Семену Зонштайну присвоили степень доктора технических наук, а о защите его диссертации в газете института «Пропеллер» сообщал следующее: «Диссертация Семена Иосифовича “Опыт исследования конструктивных возможностей деревянного самолетостроения при использовании облагороженной древесины и специальной обшивки” – встретила единодушное, вполне заслуженное одобрение как официальных оппонентов, так и товарищей, выступавших в прениях. <…> мы не можем обойти молчанием тех исключительно ценных качеств диссертации, которые всеми отмечались, а именно: <…> многие положения подтверждены экспериментально». </p> <p style="text-align: justify;">Комплиментарный отзыв на исследовательскую работу молодого ученого дал и известный академик АН СССР Сергей Чаплыгин: «<...> я лично наблюдал работу С.И. в авиабригаде Академии наук по реконструкции транспорта, так как эта бригада находилась под непосредственным моим руководством. Здесь С.И. было поручено изучить и представить обширный материал по вопросу безопасности полета и с этой точки зрения дать для авиабригады подробный доклад о необходимых мерах и условиях безопасности в применении к авиатранспорту Союза. Работа эта выполнена блестяще и в настоящее время заканчивается печатанием. Я полагаю, что даже одна эта работа сама по себе настолько существенна, что дает право автору на получение степени кандидата технических наук без защиты диссертации <...>». </p> <p style="text-align: justify;">С 1943 года Семен Зонштайн заведовал кафедрой аэродинамики и конструирования летательных аппаратов в МАИ, занимался педагогической деятельностью. В 1953 году он выпустил свой первый учебник для авиационных вузов «Конструкция и аэродинамика самолета», который был переиздан в 1966 году в издательстве «Высшая школа» и широко использовался в учебных программах для инженеров, специализирующихся на самолетостроении. Скончался Семен Зонштайн в 1978 году. </p> <p style="text-align: justify;">С личным фондом инженера Семена Зонштайна можно познакомиться в Главархиве Москвы по адресу: Профсоюзная улица, дом 82, корпус 1. Читальный зал открыт по понедельникам с 9:30 до 16:30, по вторникам и четвергам – с 12:00 до 20:00, по пятницам – с 9:30 до 15:00.</p> <p style="text-align: justify;"> </p>
«Если с другом вышел в путь»: Главархив – о документах по истории туризма из виртуального музея