Церемония открытия Олимпийских игр в Париже стала политическим событием. Комментарий Георгия Бовта
Церемония открытия вызвала противоречивую реакцию в мире. Настолько, что Международный олимпийский комитет удалил видеоролик с несколькими эпизодами церемонии с YouTube-канала Olympics и со своего официального сайта. Директор по коммуникациям оргкомитета Игр Анн Дескамп заявила, что оргкомитет в целом и режиссер Тома Жолли в частности не хотели никого оскорбить отдельными сценами церемонии открытия. «Не было намерения продемонстрировать неуважение к какой-либо религиозной группе. Напротив, Тома Жолли хотел отпраздновать толерантность общества. Если кого-то это оскорбило, нам очень жаль», — сказала Дескамп.
Один из сюжетов церемонии содержал постановку, напоминающую сюжет фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, где Иисуса и его учеников изображали женщина и мужчины, переодетые в женщин. Споры вызвали перформанс наездницы Флорианы Иссер, которую приняли за одного из библейских всадников Апокалипсиса, и выступление метал-группы Gojira с изображением обезглавленной королевы Марии-Антуанетты. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что некоторые элементы мероприятия были совершенно отвратительными. А официальный представитель МИД РФ Мария Захарова назвала церемонию открытия сплошной провокацией, в ходе которой серьезно оскорбили христиан. По ее мнению, причиной этому может быть некая «душевная болезнь», которую сейчас переживает западный либерализм. И что теперь?
Церемония открытия парижской Олимпиады получилась едва ли не самой сенсационной и противоречивой за последние десятилетия. Помимо того что вопреки традициям ее перенесли со стадиона на улицы Парижа и реку Сену и того, что ее вживую посмотрели 700 тысяч человек. Второй результат за всю историю. И справедливости ради, помимо спорных и скандальных сцен, там была показана как бы «вся Франция в картинках». Постановщик шоу театральный режиссер Тома Жолли — и это как раз вписывается в олимпийские традиции — хотел сделать акцент на специфике, особенностях страны-организатора игр и ее колорите. Однако это не всем понравилось, хотя организаторы задачу понравиться всем как раз и не ставили. Руководствуясь вполне французским принципом — «да, мы такие, не нравится — не смотрите».
Тут надо, конечно, напомнить, что Франция — это родина современного атеизма. Один из столпов французского просвещения Дени Дидро более 350 лет назад написал: «Человек не будет свободен до тех пор, пока последний король не будет повешен на кишках последнего священника». Французские традиции злобного юмора, каковые тщательно поддерживает, скажем, сатирический журнал Charlie Hebdo, далеко не всем в мире понятны. И в исполнении этого журнала уже не раз вызывали международные скандалы. Правда, на сей раз организаторы благоразумно обошлись без шуток и сатиры по поводу мусульман, иудеев, буддистов, синтоистов и прочих религий, ограничившись в отдельных моментах эскападами на христианские сюжеты. Кстати, в советское время у нас широким тиражом издавалась книга карикатур на христианские темы «Сотворение мира» французского художника Жана Эффеля. Сейчас бы она, конечно, многих страшно оскорбила и возмутила и наверняка была бы запрещена.
Симпатии ньюсмейкеров разделились по политическому принципу. Так, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен смогла усмотреть в церемонии прославление «глобального сотрудничества, солидарности, справедливости и спортивной стойкости». Присутствовавший канцлер Германии Олаф Шольц назвал шоу «уникальным». Премьер Канады Джастин Трюдо, разумеется, восхищен выступлением канадской певицы Селин Дион. Однако правоцентристская газета Le Figaro была уже не столь лестной, признав, что пародия на «Тайную вечерю» была «излишне провокационной». А вице-премьер Италии Маттео Сальвини — он тоже из правых — назвал ее грязной и унизительной. Илон Маск как твердый сторонник Трампа назвал церемонию открытия «вопиющим неуважением к христианам». Примерно одинаково возмутились и епископат Французской католической церкви, где сочли церемонию открытия «насмешкой и издевательством над христианами», и РПЦ, где усмотрели в шоу «презрение к европейской цивилизации и христианству».
А вот Глобальный Юг остался в основном безразличен к этим сугубо европейским заморочкам на околокультурные темы. Скажем, в китайской соцсети «Доубань», известной опросами и рейтингами, церемония открытия Олимпиады набрала 8,9 балла из 10. Вообще реакция китайской прессы, чутко улавливающей мнение начальства на всякие девиации, была безразличной. Их скорее замалчивали, подчеркивая важное значение Олимпиады как таковой и участие китайских спортсменов особенно, нежели акцентировали на них внимание с целью осуждения.Тем более что нынешнее китайское общество в большинстве своем атеистическое.
Из рекламодателей Олимпиады не выдержала пока базирующаяся в Миссисипи технологическая компания C Spire, отозвав всю рекламу с Олимпиады как раз из-за номера с пародией на «Тайную вечерю».
Что касается самих французов, то тут как раз авторы шоу церемонии открытия могут быть довольны, поскольку «попали в аудиторию»: согласно оперативно проведенному соцопросу, 86% французов назвали шоу «успехом».
А вот зампредседателя Совбеза России Дмитрий Медведев в выражениях не постеснялся, говоря о церемонии открытия Игр, выйдя на политическое обобщение: «Омерзительное зрелище. Франция под руководством Макрона деградировала до уровня продажной девки, кривляющейся под улюлюканье спятившей безбожной толпы. Такой позор!» Медведев посоветовал «отключать телевизоры и не следить за позорным фрик-шоу в интернете». Это как раз легко. В России нет телевизионных трансляций с Олимпиады. Россия в Играх не участвует, допущены 15 спортсменов под нейтральным флагом, но на церемонии открытия их тоже не было.
Еще 53 российских спортсмена, сменив спортивное гражданство, стали членами команд других стран. Так что во всех смыслах это не наше шоу. Можно в замочную скважину и не подглядывать.